Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В.

Жизнеспособность и семейные ресурсы замещающих родителей

Ключевые слова: замещающая семья, кандидаты в замещающие родители, ребенок-сирота, индивидуальные и семейные ресурсы, индивидуальная и семейная жизнеспособность.

Аннотация: В статье изложены принципы и основные требования к отбору, обучению кандидатов в замещающие родители и сопровождению замещающих семей, включенные в программу, состоящую из трех этапов. В основу программы положены ресурсный, экологический подходы и концепция жизнеспособности семьи. Цель первого этапа (отбор) – выявление мотивации приема ребенка-сироты и ярко выраженных противопоказаний для выполнения функций замещающего родителя (психопатологичеcкая симптоматика, алкогольная, наркотическая зависимость и др.), а также индивидуальных и семейных ресурсов. Отбор осуществляется с помощью тестов и полуструктурированного интервью. Цель второго этапа (обучение) – ознакомление родителей с особенностями, специфическими нуждами и проблемами детей-сирот, с возможными проблемами замещающей семьи в период адаптации и последующего воспитания приемного ребенка. В обучении делается акцент на развитии и укреплении ресурсности и жизнеспособности замещающих родителей, которые были выявлены на первом этапе. Цель третьего этапа (сопровождение) – оказание социальной и психолого-педагогической помощи, включающей индивидуальную и групповую психотерапию, семейное психологическое консультирование, социальный патронаж, организацию дополнительных занятий с ребенком по месту учебы и на дому и т.д. Показано, что интеграция ребенка-сироты в замещающую семью, осуществляемая на основе оценки, формирования, поддержания и развития сильных ресурсных сторон самого ребенка, замещающих родителей и семьи в целом, должна проводиться в рамках концепции жизнеспособности и ресурсности.

DOI: 10.31079/1992-2868-2018-15-4-45-54

Просмотры: 853

86806188