Филонов С.В.
Образы инфернального мира в ранней даосской религиозной традиции: некоторые проблемы и оценки (по материалам кодекса «Цзю чжэнь мин кэ»)
Ключевые слова: Китай, даосизм, религиозная картина мира, представления о жизни после смерти, Цзю чжэнь мин кэ 九真明科, Девять рек 九河, Девять источников 九泉, Дворец Воды 水宮.
Аннотация: Статья отражает опыт анализа представлений о загробном мире, характерных для ранней даосской религиозной традиции. В центре внимания автора – один из самых ранних сводов даосских уставных правил, сохранившийся до наших дней, – «Цзю чжэнь мин кэ» 九真明科, или «Пресветлый кодекс от Совершенных [правителей] Девяти [небес]» (Цзю чжэнь мин кэ). Три главы кодекса связаны друг с другом содержательно и логически. Первая перечисляет даосские потаенные тексты, дает им краткую характеристику и объясняет ритуалы их получения. Вторая глава излагает правила, которые должны строго блюсти даосы, постигающие высшую истину по указанным текстам. В третьей главе разъясняются ритуалы, позволяющие искупить вину за проступки и преступления, перечисленные во второй главе, и вернуться к совершенствованию на истинных путях учения. Текст кодекса содержит богатый материал, позволяющий выделить важнейшие особенности даосских представлений о жизни после смерти и наметить вектор поиска их генетических истоков.
DOI: 10.31079/1992-2868-2018-15-2-114-125