Волкова А.А.
О четырех ступенях богопознания в древнерусском памятнике «Палея Толковая» в контексте влияния византийской святоотеческой мысли
Ключевые слова: восточная патристика, философия Византии, философия Древней Руси, Палея Толковая, Богопознание, обожение, подвижничество
Аннотация: Статья посвящена исследованию византийского влияния и оригинальных идей в формировании концептуальных путей Бого-познания автором-составителем «Палеи Толковой». Выделены четыре основные ступени религиозного гнозиса, последова-тельное овладение которыми ведет подвижника, по мнению палейного книжника, к главной цели христианина – единению с Всевышним. Первой ступенью, согласно воззрениям автора, основывающимся на византийской традиции, выступает изу-чение Священного Писания и богословской литературы. Далее следует этап аскетического самосовершенствования, кото-рый зиждется на духовной практике приведения в согласие мыслечувствующей системы – души, ума и сердца, т.е. искоре-нения своих греховных чувств, желаний и эмоций. На пике воспитанного в себе бесстрастия и спокойствия подвижник готов к постижению своей природы во всей ее многогранности, а также к созерцанию в себе лика Господа. Это этап глубинного ре-флексивного самопознания, который, по мнению палейного автора, невозможен без познания Добра и Зла. Данная ступень незаметно переходит в следующую – вершинную, на которой подвижник с душой, наполненной абсолютной любовью, по-стигает Творца в озарении «умным светом» (в восточной святоотеческой мысли – божественным, нетварным светом), одно-временное чувственное, сверхчувственное и сверхразумное восприятие которого возможно исключительно «оком души» – умом человека.
DOI: 10.31079/1992-2868-2024-21-3-148-158