Осипова М.В.
Айнский фольклор как средство этнокультурного и социально-нравственного воспитания детей
Ключевые слова: айнский фольклор, идентичность, воспитание, социально-личностное развитие, морально-нравствен-ное воспитание
Аннотация: Фольклор во все времена являлся «энциклопедией» жизни для юной аудитории, вобрав в себя жизнен-ный опыт народа, его коллективную мудрость, пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Несмотря на то, что фольклор любого народа, и айнов в частности, является своеобразным механизмом социальной и культурной памяти народа, в научных работах отечественных и зарубежных авторов его роль в воспитании подрастаю-щего поколения айнского общества не получила удовлетворительного освещения. В этой связи определенный интерес представляет анализ содержания образцов устного народного творчества айнов как источника сведений и средства вос-питания моральных и духовных качеств, формирования этнической идентичности айнских детей. Особое внимание уде-лено содержанию айнской сказочной прозы и ритмизированных песнопений. Основываясь на философско-культурологическом и этнографическом подходах к изучению фольклора, отраженных в работах В. Вундта, С. Томсона, Э. Эриксона, Б. Малиновского, К.Д. Ушинского, В.Я. Проппа, в результате проведенного исследования делается вывод о том, что эти произведения, являясь самыми популярными и востребованными, выполняли роль учителя, ненавязчиво излагая основные заповеди и моральные принципы айнского сообщества с учетом гендерного аспекта. В статье на мно-гочисленных примерах выявлена значимость фольклора как эффективного средства в решении задач этнокультурного воспитания детей, продемонстрировано оказываемое фольклорными произведениями влияние на процесс формирова-ния социально-нравственных норм, духовности. Освоение традиций айнской культуры через фольклор явилось важней-шим фактором обеспечения ее преемственности.
DOI: 10.31079/1992-2868-2024-21-2-78-86