Левадняя М.О., Васюков В.О.

Копинг-поведение педагогов общеобразовательных школ с разным уровнем жизнестойкости

Ключевые слова: копинг, копинг-поведение, копинг-поведение педагогов, жизнестойкость, взаимосвязь копинг-поведения и жизнестойкости

Аннотация: В статье рассматриваются различия в копинг-поведении у педагогов общеобразовательных школ с разным уровнем жизнестойкости. Обладание таким личностным ресурсом, как жизнестойкость, всегда было важным для педагога, но особенно актуальным это становится в период глобальных геополитических изменений, сопровождающихся высоким уровнем неопределенности и повышенными стрессовыми факторами. Жизнестойкость, в свою очередь, рассматривается как ресурс, на основе которого разрабатывается модель копинг-поведения. В статье описываются и интерпретируются выявленные различия в копингах у педагогов. Педагогам с высоким уровнем жизнестойкости более свойственны эффективные копинги, такие как самоконтроль, планирование решения проблемы, положительная переоценка, решение проблемы. Педагоги с низким уров-нем жизнестойкости более склонны применять неэффективные или «избегающие копинги» (конфронтационный копинг, при-нятие ответственности, яркая эмоциональная реакция, отвлечение). Практически все эти копинги основываются на изменении реакции на ситуацию, а не на изменении самой ситуации. Авторы статьи уделяют особое внимание выявлению корреляцион-ных связей между копингами и уровнем жизнестойкости. Педагоги общеобразовательных школ, более жизнестойкие и устой-чивые к стрессам и трудностям, более эффективны в решении задач и проблем. С уменьшением уровня жизнестойкости у пе-дагогов увеличивается вероятность появления отрицательных эмоций, таких как стресс, тревога, беспокойство. В качестве ре-комендаций авторами предлагается проведение групповых психологических тренингов, направленных на развитие навыков применения адаптивных стратегий совладающего поведения, что будет влиять на повышение жизнестойкости педагогических работников. Особенность этой формы в том, что участник занимает в ней проактивную позицию, а усвоение навыков происхо-дит в процессе проживания и личного опыта поведения. Также достаточно эффективными могут быть такие методы психоло-гической работы, как индивидуальные психологические консультации для педагогов, комплексные программы по психологи-ческому здоровью и антистресс-программы для педагогического коллектива; арт-терапия.

DOI: 10.31079/1992-2868-2023-20-4-97-103

Просмотры: 136

86806188