Дугарова С.Б.

Аксиологическая модель «новый человек» в Китае

Ключевые слова: Китай, культура, конфуцианские ценности, китайская философия, человек

Аннотация: Статья посвящена проблеме человека в антропологическом измерении в Китае, где конфуцианство яви- лось главным духовным фактором китайской культуры. На фоне происходящих значительных изменений в традиционном способе мышления китайцев ещё не сформировались новые ценностные принципы, но происходит разрушение старых традиционных установок. Поэтому на первый план выходит осознание проблемы человека в антропологическом измере- нии. Помимо модернизации в экономической сфере в Китае разрабатывается собственная концепция модернизации чело- века, которая значительно отличается от западной теории. В связи с происходящим развитием страны важным явилось обращение к традиционной концепции морали, на основе которой формируется определенная аксиологическая модель «новый человек». Данная модель сформулирована на основе фундаментальных идей традиционной культуры Китая, со- держание которых связано с формированием всесторонне развитого человека. Антропологическая модель нового человека исходит из конфуцианского принципа «человек в основе», который направлен на развитие гармоничного человека, исходит из коренных интересов народа, содействует развитию, направленному на удовлетворение материальных и духовных по- требностей народа, его политических и культурных интересов. «Человек в основе» предполагает такое развитие, при кото- ром человек объявляется высшей ценностью, а отношения между людьми строятся на основе уважения, понимания и забо- ты. Аксиологическое развитие человека в Китае встало в один ряд с политическим, экономическим и социальным строи- тельством страны. В этой ситуации становится необходимым воспитание человека с более высоким уровнем организации сознания, способного адаптироваться к любым изменениям.

DOI: 10.31079/1992-2868-2023-20-3-194-201

Просмотры: 182

86806188