Корнилов Ю.А.

Рецепция кантовской философии в русском духовно-академическом теизме XIX – начала XX века: натурфилософский аспект

Ключевые слова: Кант, духовные академии, априоризм, апостериоризм, пространство, субъективизм, рационализм, вещь-в-себе

Аннотация: В данной статье автор описывает основные линии критической рецепции философии Канта в духовно- академическом теизме дореволюционного периода. В тексте показано, что критика Канта и освоение некоторых его идей в духовных академиях являлись частью общей для русской религиозной философии тенденции отношения к немецкому мыслителю. Восприятие Канта было многогранным, разным и сложным. Православные теисты признавали историко- философское значение Канта, но в то же время критиковали его за рационализм, субъективизм, агностицизм, разделение субъективного и объективного аспектов, крайний априоризм. Для духовно-академической философии было характерно стремление восполнить натурфилософский априоризм Канта апостериоризмом и согласовать его с данными естественных наук. Автор приходит к выводу, что отношение православных мыслителей к философии Канта способно показать специфику русской духовно-академической мысли как таковой.

DOI: 10.31079/1992-2868-2023-20-3-121-126

Просмотры: 166

86806188