Пишун С.В.

Нравственный формализм И. Канта в интерпретации русской духовно-академической философии конца XIX – начала ХХ века

Ключевые слова: духовно-академическая философия, этика, нравственный формализм Канта, ноуменальное, феноме- нальное, материальный принцип

Аннотация: В статье представлены аргументы православных философов-моралистов против нравственного формализма Канта. Представители духовно-академической науки считали, что формальный нравственный закон, вследствие сходства с эмпирическим, вовсе не отрицает в этике права иметь материальный принцип. Это подтверждается примером самого Канта, фактически допускающего в своём формализме материальную предпосылку разумности своей морали. Такие свойства нрав- ственного закона, как всеобщность и необходимость, совсем не подтверждают специфические качества нравственного закона в силу того, что формальный нравственный закон не тождественен с эмпирическим, и последний является только типом, и притом несовершенным, первого. Тем самым чистая форма нравственного закона при применении к действительности обна- руживает явную недостаточность, поэтому невозможно из неё вывести отдельные нравственные обязанности.

DOI: 10.31079/1992-2868-2023-20-3-115-120

Просмотры: 193

86806188