Нижников С.А.

Духовное познание в диалоге культур

Ключевые слова: буддизм, диалог культур, европоцентризм, духовное познание, осевое время, сознание, трансцен- денция, трансцендентальная философия

Аннотация: В статье анализируются различные методологические подходы для решения проблемы диалога культур. На ос- нове творчества А. Торчинова говорится о критике европоцентризма и ориентализма, отмечаются стереотипы в оценке восточных культур и проблемы, возникающие при внешнем сравнении учений востока, в частности буддизма и некоторых западных фило- софских концепций (Беркли, Юм, Гуссерль). Специально анализируется компаративный метод, разрабатывавшийся М.К. Мамар- дашвили, базирующийся на метатеории сознания с опорой на виджнянаваду. Онтологизм сознания, лежащий в основе всех куль- тур, позволяет выйти к универсальному пониманию культуры как всечеловеческого феномена. Для Мамардашвили именно со- знание является культурообразующим феноменом. Возможность выхода в коммуникативное пространство диалога культур через сознание связано с его трансцендирующей природой. Это трансцендирование ведет за пределы психических состояний как конкретного «Я», так и культурных особенностей, вскрывая имманентные глубины общечеловеческой культуры. Мамарда- швили считал себя кантианцем и видел в трансцендентальной философии онтологическую основу для диалога культур. Автор выражает убеждение, что на универсализме духовного познания как продукте «осевого времени» возможно не только построение диалога культур, но и глубинное взаимопонимание между ними. Духовное познание объемлет в себе и работу с сознанием, на котором настаивал Мамардашвили, и способно найти точки соприкосновения между теистическими (христианство, ислам) и нетеистическими (восток: даосизм, конфуцианство, буддизм) культурами на основе трансцендирова- ния, вскрывающего имманентную основу – духовный архетип человечества, объединяющий в себе истину, добро и красоту.

DOI: 10.31079/1992-2868-2023-20-3-64-70

Просмотры: 176

86806188