Соболева Т.Н.

Формирование и развитие профессиональной одаренности в детерминации мотивацией и смысловым отношением

Ключевые слова: профессиональная одарённость, способности субъекта деятельности, мотивация и смысловое отношение, требования деятельности, профессиональная одарённость личности

Аннотация: Статья посвящена изучению формирования и развития профессиональной одарённости в детерминации мотивацией и смысловым отношением. Профессиональная одарённость рассматривается как интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности, но если способности ставятся под контроль испытываемой мотивации субъектом и конкретного смыслового отношения, то в этом случае формируется профессиональная одарённость личности. Экспериментальное исследование позволило установить, что целенаправленное развитие отдельных способностей содействует формированию новых связей как внутри подсистемы способностей субъекта деятельности, так и вне её с подсистемой мотивации, смыслового отношения. Критерием формирования и развития системного свойства профессиональной одарённости личности выступает высокая мера интегрированности во взаимной детерминации двух подсистем: способностей субъекта деятельности и мотивации, смыслового отношения под влиянием требований деятельности. Высокая мера интегрированности формируется в соответствии с «сетевым» принципом, где трудноразличимым становится разделение на внутрисистемные и внешнесистемные связи и в большей степени усиливается мера их взаимозависимости. Системное свойство профессиональной одарённости личности обеспечивает реализацию формализованных требований деятельности за пределами нормативного результата.

DOI: 10.31079/1992-2868-2018-15-4-153-161

Просмотры: 827

86806188