English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
Отчет
о Региональной научно-практической конференции
"ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ"

19 - 21 сентября в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете при поддержке Хабаровского научного центра ДВО РАН, Российского гуманитарного научного фонда была проведена региональная научно-практическая конференция "Дальний Восток: Проблемы межкультурной коммуникации", в рамках которой обсуждались такие важнейшие аспекты основной проблемы, как история взаимодействия Российской культуры и культуры коренных малочисленных народов Дальнего Востока, а также Российской культуры и культуры стран АТР, лингвистические аспекты межкультурной коммуникации на Дальнем Востоке, геополитические аспекты взаимодействия России и Китая, Японии, Южной Кореи, связи с общественностью и политический климат на российском Дальнем Востоке, методология исследования межкультурной коммуникации, вопросы взаимодействия диалога и общения в истории культуры Дальнего Востока, проблема общения как среды онтогенетического, филогенетического и исторического становления человека, социально-экономические, педагогические и культурологические аспекты изучения культур коренных малочисленных народов Дальнего Востока России, практический опыт сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Дальнего Востока России.

В работе конференции приняло участие 87 ученых из различных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Орла, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Магадана, Южно-Сахалинска, Тынды, Петропаловска-Камчатского, Владивостока, а также из США и Канады. 48 из них – доктора и кандидаты наук, остальные – аспиранты и молодые преподаватели. Работа конференции освещалась в средствах массовой информации (на радио и телевидении г. Комсомольска-на-Амуре, в газетах "Наш город" и "Тихоокеанская звезда", в журнале "Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке") и Интернете. В рамках конференции состоялись пленарные и секционные выступления, были проведены круглые столы.

Пленарные выступления были посвящены теории межкультурной коммуникации. В докладе Б.В. Григорьева и В.И. Чумаковой были обрисованы контуры понятия межкультурной коммуникации и дана проекция этого понятия в сферу дальневосточной межкультурной коммуникации конца ХХ века, авторы отметили, что условием межкультурной коммуникации является сохранение собственной культурной идентичности. В докладе И.И. Докучаева рассматривалась проблема сохранения культурной идентичности в контексте межкультурной коммуникации. Автор отметил, что ценностные основания межкультурной коммуникации в случае ее подлинности, основанной на взаимном приобщении партнеров коммуникации к ценностным моделям друг друга, не будут утрачены, но их коррекция окажется единственно возможным способом культурного развития в современном глобализирующемся мире. В докладе Л.М. Мосоловой была представлена проблема региональной культурной политики в сфере образования как основы межкультурной коммуникации на Дальнем Востоке. Автор отметила, что объектом, и субъектом культурной политики является общество, а ее главной целью – развитие системы социальных и культурных ценностных ориентаций, обновление аксиологики бытия человека, которое можно осуществить только в сфере образования. В докладе И.М. Ревича была поставлена проблема формирования толерантности как основы коммуникации. Автор отметил, что человек обретает (или должен обрести) расположенность к другому человеку первоначально в модусе природно-телесной коммуникации. В докладе В.А. Сакутина обсуждалась проблема рекурсивности межкультурной коммуникации. В докладе М.С. Уварова была высказана концепция города как адекватного пространства совершения современного варианта межкультурной коммуникации.

В ходе работы секции, посвященной Философским, социологическим и политологическим аспектам межкультурной коммуникации на Дальнем Востоке, были обсуждены следующие проблемы: социально-экономические аспекты взаимоотношений коренных малочисленных народов Дальнего Востока России и российского народа; геополитические аспекты взаимодействия России и Китая, Японии, Южной Кореи; связи с общественностью и политический климат на российском Дальнем Востоке; методология исследования межкультурной коммуникации; взаимодействие диалога и общения в истории культуры, проблема общения как среды онтогенетического, филогенетического и исторического становления человека. В докладе Л.И. Кирсановой была поставлена проблема переживания трансцендентного как основы межкультурной коммуникации. В докладе Р.Л. Лифшица были рассмотрены факторы, обусловливающие культурный регресс в современной России и обрисованы перспективы выхода из него, связанные с объединением социальных усилий вокруг крупных техногенных проектов. В докладе А.Г. Никитина была представлена версия детерминационного анализа научной коммуникации, выявлены ее аксиологические составляющие. В докладе С.В. Пишуна была обсуждена социально-правовая концепция Б.А. Кистяковского и отмечены ее коммуникативные аспекты. В рамках работы секции было сделано 10 докладов.

В ходе работы секции, посвященной Историческим, археологическим и этнографическим аспектам межкультурной коммуникации на Дальнем Востоке, были обсуждены следующие проблемы: история взаимоотношений коренных малочисленных народов Дальнего Востока России и российского народа, России и Китая, Японии, Южной Кореи, других стран АТР. В докладе А.И. Гореликова и С.В. Бобышева обсуждались проблемы истории хозяйства коренных малочисленных народов Дальнего Востока и влияния на него со стороны модернизированного российского способа хозяйствования в дореволюционную и советскую эпоху. Авторы полагают, что только на основе здравого смысла и тщательного учета своеобразия аборигенных сообществ, «мягкого» втягивания их в быстро развивающиеся рыночные отношения на Дальнем Востоке, заключается научный подход в решении национальных проблем. В докладе Л.Н. Долгова были рассмотрены проблемы международных экономических связей на Дальнем Востоке России В 20-е годы ХХ века. Автор отмечает незначительность результатов этих связей и указывает, что причины этого лежали за пределами Дальнего Востока и заключались в возобладавшей тенденции к автаркии и соответственно в изменении взгляда на привлечение иностранного капитала, как инородного для складывавшейся плановой системы экономики. В докладе В.Г. Макаренко была охарактеризована специфика международных связей Дальневосточных вузов России в постперестроечный период. Автор отмечает, что развитие международных связей вузов Дальнего Востока с учебными заведениями стран бассейна АТР и Европы в 1991-2006 гг. осуществлялось в формах научных обменов, зарубежных командировок и стажировок дальневосточных преподавателей и студентов, освоения мировых инновационных образовательных программ и технологий, проведения научных конференций. В докладе П.Ю. Павлова обсуждались вопросы истории становления специфики образования на Дальнем Востоке России в 20-е – 50-е годы ХХ века. В докладе А.Д. Табацкого и А.Ю. Быструшкина рассматривались исторические аспекты проблемы экспорта энергоресурсов российского Дальнего Востока за рубеж в 20-е годы ХХ века. В докладе отмечается, что все возможности и выгоды подобного экспорта не были реализованы и получены не только в 20-е, но и в последующие 30-е годы. В рамках работы секции было сделано 23 доклада.

В ходе работы секции, посвященной
Педагогическим и психологическим
аспектам межкультурной коммуникации на Дальнем Востоке, были обсуждены следующие проблемы: Педагогические и социально-психологические аспекты изучения коммуникации культур России и коренных малочисленных народов Дальнего Востока России, стран АТР. В докладе Т.Е. Наливайко была поставлена проблема роли коммуникативной деятельности в решении задачи преодоления трудностей в обучении, с которыми сталкиваются преподаватели. Автор отмечает, что высокий уровень коммуникативных навыков педагога позволит ему быть рядом с учеником на всех этапах его обучения, особенно - сложных, переломных, требующих особого осмысления и определенных ценностных выборов. В докладе Н.Е. Седовой обсуждались практические вопросы выработки у студентов высшей педагогической школы компетентности в социальной коммуникации, которая является основным средством их успешной социализации. В докладе Е.Н. Спасского рассматривались проблемы формирования единого коммуникативного пространства дальневосточного социально-гуманитарного вузовского сообщества России на современном этапе. Было отмечено, что только в рамках подобного пространства возможно повышение качества образовательной и научной деятельности. В качестве примера движения по этому пути рассмотрена деятельность журнала "Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке". В докладе О.А. Шабуровой были охарактеризованы коммуникативные аспекты традиционного воспитания в семьях коренных малочисленных народов Дальнего Востока на материале нанайской семьи. Автор делает вывод о том, что это воспитание проходило в атмосфере формирования благополучной эмоциональной среды для ребенка, проявляющейся в любви и заботе о ребенке, способах и приемах общения с ребенком, художественном оформлении его ближайшего окружения, системе поощрений и наказаний, традиционном этикете взаимоотношений в семье, обычае почитания и уважения старших, моральных заповедях и наставлениях молодым. В рамках работы секции было сделано 10 докладов.

В ходе работы секции, посвященной Культурологическим литературоведческим и религиоведческим аспектам межкультурной коммуникации на Дальнем Востоке, были обсуждены следующие проблемы: Российская культура и культуры коренных малочисленных народов Дальнего Востока: история взаимодействия; Российская культура и культура стран АТР; аксиологические аспекты межкультурной коммуникации на Дальнем Востоке; практический опыт сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Дальнего Востока России. В докладе А.С. Брейтмана были охарактеризованы процессы омассовления современного искусства кино и способы его преодоления. На материале фильмов А. Балабанова показан психоэстетический эффект самосозидания культуры в условиях тотальной бездуховности эпохи криминальной революции в России. В докладе О.А. Бузуева были показаны литературоведческие аспекты межкультурной коммуникации России и Китая на материале поэзии русского дальневосточного зарубежья. В докладе А.Л. Вольского были рассмотрены герменевтические аспекты межкультурной коммуникации Запада и Востока на материале философии и литературы. Автор высказывает концепцию кругового обращения достижений культур Запада и Востока в ходе обогащения их языка и ценностных оснований. В докладе А.И. Затулий были обрисованы процессы межкультурной коммуникации Востока и Запада в системе моды. Автор показывает циркуляцию стилевых и конструктивных элементов костюма в процессе межкультурной коммуникации. В докладе Н.Ю. Костюриной дается характеристика динамики представлений о времени и пространстве в системе ценностей жителя Нового советского города на материале Комсомольска-на-Амуре. Автор утверждает проективный, а не генеративный характер подобных представлений. В докладе М.Л. Магидович рассматриваются проблемы идентичности творчества художника в контексте современной межкультурной коммуникации. Автор полагает, что такая идентичность возможна только в контексте межкультурной коммуникации и в качестве баланса различных культурных тезаурусов. В докладе Ю.М. Сердюкова анализруются процессы бытования современных форм оккультизма на Дальнем Востоке. На материале проведенных социологических исследований автором делается вывод о значительной роли этих процессов в росте дебилизации современного российского общества. В докладе Т.А. Чабанюк выявляются коммуникативные составляющие психосоматического типа человека как одного из предметов культурологического исследования. Автор утверждает, что коммуникативными аспектами такого рода оказываются устанавливаемые человеком связи с бытийной и жизненной сферами (природно-космической, социально-политической, исторической) и с самим собою. В рамках работы секции было сделано 24 доклада.

В ходе работы секции, посвященной Лингвистическим аспектам межкультурной коммуникации на Дальнем Востоке были обсуждены следующие проблемы: языковые и паралингвистические единицы межкультурной коммуникации, психолингвистические аспекты межкультурной коммуникации на Дальнем Востоке, языковая картина мира коренных малочисленных народов Дальнего Востока, концептологические проблемы межкультурной коммуникации между представителями стран АТР. В докладе Д. Линка был сделан обзор особенностей лингвистического мультикультурализма в Канаде. Автор связывает будущее межкультурной коммуникации в Канаде с оптимизацией развития мультикультурализма. В докладе А.А. Туркутюковой были охарактеризованы языковые контакты Востока и Запада в форме заимствований. Автор делает вывод о релевантности контакта с говорящим для носителей восточных языков и о иррелевантности подобного контакта для носителей западных языков. В докладах Г.А, Филимоновой рассматривается роль английского языка в современной межкультурной коммуникации. Автор делает вывод о том, что английский язык сегодня становится глобальным английским и показывает особенности процессов его генезиса. Доклад Г.Т. Шарлаимовой посвящен практическим проблемам формирования иноязычной межкультурной компетенции. Автор формулирует комплекс аспектов подобной компетенции. Это - знания о культурных универсалиях, о культурных ценностях того лингвосоциума, к которому принадлежит собеседник, о ценностях собственного лингвокультурного окружения и способах их отражения в поведении, знания о возможном конфликте в результате различий в культурах или возможном взаимодействии, знания о модели поведения в таких ситуациях, умения приобретать такие знания и мотивации к их приобретению, эмпатическое отношение к ситуации общения и к ее участникам. В рамках работы секции было сделано 15 докладов.

Председатель оргкомитета,
доктор философских наук,
профессор Докучаев И.И.

|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |