English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
ЖАНРОВЫЕ ПОИСКИ В ПРОЗЕ РУССКОГО ХАРБИНА: ПРОПАГАНДА, «НЕПРЕОДОЛЕННАЯ БИОГРАФИЯ» ИЛИ ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭПОСА?
(Работа выполнена при поддержке гранта НИР № 6 1075. 2011 «Литература и культура русских эмигрантов в Маньчжурии в социокультурном, общественно-политическом и этнокультурном контексте».)

А.А. Забияко


         Забияко Анна Анатольевна доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой литературы и мировой художественной культуры Амурского государственного университета (г. Благовещенск).
         Контактный адрес: sciencia@yandex.ru

Аннотация

         Проза русского Харбина – феномен, отразивший специфику социокультурного, общественно-политического и собственно литературного развития дальневосточной эмиграции. Харбинские писатели практически не имели дореволюционного опыта сочинительства, зато прошли фронты Первой мировой и Гражданской войн. Начало динамическому развитию харбинской прозы было положено после 20-х гг. ХХ в., когда в Харбин хлынул поток литературы из метрополии, западной эмиграции и Европы, а харбинский читатель ощутил интерес к беллетристическим жанрам. Харбинский читатель в своем большинстве состоял из домохозяек, средней руки чиновников и учащейся молодежи. Поэтому жанровые поиски харбинских прозаиков проходили на стыке пропагандистских посылов и художественных устремлений русской прозы первой половины XX в. и европейской беллетристики. В еженедельном журнале «Рубеж» под броскими названиями печатались произведения самого разного идейно-художественного наполнения: от «бульварных» рассказов до новелл и повестей, имеющих многоуровневое смысловое наполнение. Повесть Арсения Несмелова «Ледяная гибель» (1929) представляет один из лучших образцов жанрового эксперимента в харбинской литературе. С одной стороны, в ней обнаруживаются следы пропагандистской прозы Советской России 20-х гг. (А. Чаянова, В. Кириллова, Я.М. Окунева), контрпропагандистской прозы эмиграции (П. Краснова, П. Тутковского). Однако открытость А. Несмелова разным художественным системам и склонность к художественной универсализации сформировали совершенно уникальное в жанровом отношении образование. Эсхатология и антиутопия соединились в нем с метапоэтической и фельетонной рамкой. Символистский текст с пропагандистским. Авантюрная повесть с притчей. К сожалению, журнальный формат публикации и уровень читательской аудитории русского Харбина не способствовали полноценному восприятию авторской стратегии Несмелова. Время адекватной рефлексии несмеловской прозы наступает сегодня. Впервые осуществлена и публикация повести в России (Литература русского зарубежья. Восточная ветвь: Хрестоматия. В 4 т. Т. 1. Проза. В 3 ч. Ч. 2 / сост., общ. ред. А.А. Забияко, Г.В. Эфендиевой; вступ. ст. А.А. Забияко; библиограф. ст. Г.В. Эфендиевоцй; подгот. Текстов И.А. Дябкина, А.А. Забияко, К.А. Землянской, Р.В. Поливан, Г. Эфендиевой, А.А. Юрьевой. – Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2013. – 350 с.).

         Ключевые слова: дальневосточная эмиграция, русский Харбин, жанровые поиски, пропаганда, массовый читатель, читательские стратегии, эпос, рассказ, повесть, роман, «Рубеж», беллетристика, эсхатология, антиутопия, притча, анекдот, аллюзии.

К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |