English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
МЕТАИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ КАК РЕГУЛЯТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА В УСЛОВИЯХ ТРЕНАЖЕРА

Т.Н. Соболева


         Соболева Татьяна Николаевна кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск).
         Контактный адрес: t.sobol.n.25@rambler.ru

Аннотация

         В статье рассматривается проблема управляющей деятельности на тренажере в сочетании с целенаправленным обучением метаинтеллектуальным операциям машиниста-оператора с опытом поездной работы. Решение данной проблемы позволит реализовать одно из основных требований психологической профессиональной подготовки – учет индивидуальных различий профессионалов и стадий профессионализации. Основываясь на функционально-генетическом подходе В.Д. Шадрикова, следует отметить, что метаинтеллектуальные операции – это функционально-структурное образование и взаимодействие каждого компонента, подчиняющегося принципу гибкого взаимосодействия. Метаинтеллектуальные операции включают в свою структуру функциональные, операционные и регулирующие компоненты. Функциональные компоненты – это природная основа процессов создания индивидуального опыта субъекта. Операционные компоненты – это интеллектуальные операции, которые являются результатом обучения, основой накопления и преобразования опыта субъекта. Регулирующие компоненты – это интеллектуальные операции, реализующиеся через призму личности, качеств, ценностей и смыслов. На основании проведенных экспериментов можно сделать заключение, что такие метаинтеллектуальные операции, как восприятие, понимание, моделирование могут выступать в качестве психологических подсистем управляющей деятельности, при условии целенаправленного, осознанного их применения, то, следовательно, они могут выступать и в качестве регуляторов управляющей деятельности, повышающих ее эффективность. Когда оператор целенаправленно применяет такие метаинтеллектуальные операции, как восприятие, понимание, моделирование при решении управляющих задач, то метаинтеллектуальные операции, включаясь в структуру управляющей деятельности, начинают проявляться разными гранями. Требования и условия деятельности определяют проявление той или иной грани метаинтеллектуальных операций, которая повышает эффективность деятельности.

         Ключевые слова: эффективность деятельности, метаинтеллектуальные операции, функциональные, операционные, регулирующие компоненты, управляющая деятельность; тренажер.

К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |