English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Н.М. Опарина
Ю.А. Тюрина


         Опарина Надежда Михайловна доктор технических наук, профессор кафедры психологии Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск).
         Контактный адрес: nd59@mail.ru


         Тюрина Юлия Александровна доктор социологических наук, профессор кафедры социальной работы и социологии, директор Института экономики Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск).
         Контактный адрес: jultur2005@yandex.ru

Аннотация

         В статье дается обзор психологических исследований проблем адаптации иностранных студентов, рассматриваются вопросы общих и индивидуальных причин адаптационного синдрома иностранных студентов, выделены наиболее важные переменные этого явления. В статье определены два важнейших фактора, влияющие на процесс адаптации к жизни и учебе в иностранном университете – контакты с местным населением и прежний опыт пребывания за рубежом. Оба этих фактора совместимы и поддерживают интерпретацию изучения культуры и социальных навыков в процессе адаптации. Выявлено, что степень социального взаимодействия между иностранцами и местным населением имеет прямое отношение к адаптации первых.
        В статье рассматриваются теории моделей адаптации. Представлена описательная модель адаптации иностранных студентов, согласно которой адаптация изменяется во времени по U-образному закону, дополнена W-образной кривой адаптации, где первая половина соответствует адаптации в новой среде, а вторая её половина соответствует периоду реадаптации по возвращении в собственную страну.
        Рассмотренная социально-психологическая модель временной адаптации опирается на различные специфические детерминанты и является универсальной в таких случаях, как вступление в брак, переход на другую работу, появление первого ребенка или переезд на другое место жительства.
        В статье рассмотрены теории стадий адаптации иноязычного обучающегося, приведены этапы и фазы адаптации применительно к учебному процессу.
        Важность изучения данного вопроса объясняется не только интересом к успеваемости иностранных студентов, но и к способам повышения эффективности обучения и качественной подготовке национальных кадров для зарубежных стран.

         Ключевые слова: адаптация, адаптационный синдром, фазовая модель адаптации, интрафизическая переменная адаптации, детерминанты адаптации, кривая адаптации.

К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |