English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК УСЛОВИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Е.М. Иванова


         Иванова Елена Михайловна доктор психологических наук, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
         Контактный адрес: e.m.ivanova@mail.ru

Аннотация

         В статье рассматриваются результаты исследования динамики развития познавательной деятельности студентов-психологов в до профессиональный период жизни как основы формирования профессионального самоопределения. Самоопределение исследовалось как динамический процесс, как форма активного взаимодействия человека с объективной реальностью, раскрывающая индивидуальные способы восприятия окружающего мира; понимания, осознания, отношения и переживания; динамику формирования стратегий поведения, коммуникативного взаимодействия и преодоления сложностей.
        Цель работы заключалась в изучении предположения о том, что динамика преобразования взаимосвязей разных сфер познавательной деятельности (ценностно-смысловой, когнитивно-образной, операционально-ориентировочной, потребностно-мотивационной, чувственно-эмоциональной, коммуникативно-социальной, мотивационно-эмоциональной и регуляторно-волевой), в процессе ее развития, выявит общие и индивидуальные закономерности, а также условия жизнедеятельности, способствующие или препятствующие профессиональному самоопределению и становлению.
        Проведенное исследование выявило три вида взаимосвязей развития познавательной деятельности студентов и объективных условий их жизни, раскрывающих дифференциацию преобразования индивидуального формирования личности и субъекта труда в до вузовский период и обусловливающие успешность обучения и выбора профессии; четыре типа тенденций направленности личностного развития, во взаимосвязи с развитием сфер познавательной деятельности, и специфические особенности профессионального становления; иерархические взаимосвязи основных сфер познавательной деятельности, которые можно рассматривать как критерии прогноза профессиональной успешности.

         Ключевые слова: человек, личность, субъект труда, самооценка, профессиональное самоопределение, познавательная деятельность, динамика, становление, направленность развития, объективная реальность.

К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |