English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Н.Е. Мерецкий



        Мерецкий Николай Евгеньевич – доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Дальневосточного государственного университета путей сообщения.
        Контактный адрес: kaf_ugpd@festu.khv.ru


Аннотация
         В статье исследуются некоторые проблемы раскрытия и расследования хищений, совершаемых при капитальном строительстве железных дорог. Данные преступления, как правило, растянуты во времени, носят разветвленный характер и совершаются группами преступников с большими профессиональными знаниями. Такие группы характеризуются организованностью, устойчивостью и сплоченностью. Руководитель группы вырабатывает надежные способы подготовки, совершения и сокрытия хищений, совершаемых при капитальном строительстве железных дорог.
        Последовательность преступных действий, как правило, различна, способ подготовки одновременно может быть способом сокрытия и совершения данного преступления. Расхитители вначале создают резервы фонда заработной платы, а затем составляют подложные документы, на основании которых начисляют и присваивают материальные ценности и деньги. Возможен и обратный вариант: изъятие материальных ценностей и денег с последующим сокрытием недостачи путем составления подложных документов.
        С целью накопления денежных средств применяется завышение фактических объемов и стоимость строительных работ в проектно-сметной документации. Оно может быть прямым, т. е. завышается объем скрытных видов работ (земляные, вспомогательные и т. п.) или более завуалированными, например, за счет искусственного усложнения условий и увеличения трудоемкости работ (предусматривается большая доля ручного труда, неправильно указывается категория грунта: вместо песчаного – глина с гравием и т. д. Также неправомерно увеличиваются нормы накладных расходов, в сметах применяются различные удорожающие коэффициенты, например, в проектах указываются более дорогостоящие материалы.
        При доказывании названных обстоятельств используются различные криминалистические возможности. Однако следует иметь в виду, что по любому уголовному делу, в том числе и по хищениям, совершаемым при капитальном строительстве железных дорог, подлежат доказыванию обстоятельства, перечисленные в ст. 73 УПК РФ.

        Ключевые слова: хищения, железные дороги, строительство, проектно-сметная документация, латентность, ситуация, сокрытие, соучастник, недостача, преступный замысел, мотив, расследование.


 
К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |