English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУССКИХ ТОРГОВЦЕВ С КОРЕННЫМ НАСЕЛЕНИЕМ ЧУКОТКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА (КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ)
(Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Торговые отношения американцев и русских с коренным населением Чукотки в конце XIX – первой четверти XX в.: экономико-этнографический аспект», проект № 11-31-00325а2)
А.А. Ярзуткина



        Ярзуткина Анастасия Алексеевна – кандидат исторических наук, научный сотрудник Лаборатории комплексного изучения Чукотки Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН (г. Анадырь).


Аннотация

        В статье ставится вопрос об изучении экономических (торговых) отношений как явлений культуры, вплетенных в сеть социальных связей и формируемых под воздействием мировоззрения и этнических стереотипов различных групп населения. На основе различного круга этнографических источников исследуются взаимоотношения русских торговцев с коренным населением Чукотки на примере такого экономического явления, как кредит.
        Рассматривается социальная и культурная сторона кредитных отношений. Особое внимание в работе уделяется изучению восприятия кредита представителями традиционной культуры, для которых в торговле определяющую роль играли личные связи, а не стремление к получению прибыли. Анализируется торговое поведение русских торговцев и выработанные ими специфические маркетинговые приемы, подходящие для конкретных условий Чукотского полуострова, в которых приходилось вести торговлю. Эти приемы включали обязательное соблюдение последовательности действий при совершении сделки (торгового ритуала), особое поведение в отношениях с коренным жителем, учет спроса на определенную группу товаров и т. д. Установление кредитных отношений с коренными жителями требовало от купца знания особенностей их культуры, этикета и мировоззрения.
        Делается вывод, что кредит, в той форме, в которой он сложился на территории Чукотки во второй половине XIX – начале XX в., представлял собой кросскультурный феномен, сочетающий в себе традиции дарообмена коренных жителей и особые технологии маркетинга русских купцов.
        В статье также исследуются условия, в которых происходили торговые взаимоотношения русских купцов и коренного населения, проживающего в западной части Чукотского полуострова, описываются возможности для осуществления торговых контактов, затрагивается вопрос о торговом календаре русских торговцев.

         Ключевые слова: этнография, экономическая антропология, торговые взаимоотношения, коренные жители Чукотки, русские торговцы, кредит, дарообмен.


 
К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |