English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
САМООТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
А.Р. Монсонова
Л.Г. Комиссарова



        Монсонова Арюна Раднанимаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ).
        Контактный адрес: monsonova@rambler.ru


        Комиссарова Любовь Гомбоевна – аспирант кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ).
        Контактный адрес: luba-komissarova@mail.ru


Аннотация

        В статье самоотношение личности рассматривается как особая форма отражения человеком самого себя, репрезентирующая принятые им ценности и личностные смыслы. Делается акцент на то, что самоотношение формируется на основе активности субъекта во взаимодействии с внешним миром. По своей природе, с одной стороны, самотношение является социальным феноменом, а с другой – функционирует как устойчивое личностное образование, выражающее единство представлений и переживаний личности относительно своей ценности. Самоотношение отражает уровень развития личности в контексте ее самоопределения и самореализации. Авторы отмечают, что наиболее сензитивным периодом жизненного самоопределения является юношеский возраст, когда происходит осознание себя, прояснение временной перспективы будущего, определение жизненных и профессиональных планов. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности изучения самоотношения в юношеском возрасте во взаимосвязи со смысложизненными ориентациями.
        Субъектами эмпирического исследования выступили 209 студентов дневного отделения колледжа, обучающиеся на разных специальностях. В целях диагностики самоотношения студентов использовались методика изучения самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева и личностный дифференциал. «Источники» смысла жизни, которые могут быть найдены студентами в будущем (цели), настоящем (процесс), прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни выявлялись с помощью теста «смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. В статье представлены данные корреляционного анализа взаимосвязи смысложизненных ориентаций и самоотношения студентов. Резюмируя результаты исследования, авторы приходят к выводу, что самоотношение является одновременно и продуктом, и фактором развития смысложизненных ориентаций студентов колледжа.

         Ключевые слова: отношения, самосознание, самоотношение, смысложизненные ориентации, студенты, специальность, цели жизни, эмоции, ценности.


 
К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |