English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
К.И. Воробьёва
Н.М. Опарина



        Воробьёва Клариса Ивановна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск).
        Контактный адрес: psy@festu.khv.ru


        Опарина Надежда Михайловна – доктор технических наук, профессор кафедры психологии Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск).
        Контактный адрес: nd59@mail.ru


Аннотация

        Изучение проблемы смысловой сферы профессионала, связанной с развитием и реализацией человека как индивида, личности, субъекта деятельности имеет научное и практическое значение. По словам В.Э. Чудновского, профессия педагога является одной из наиболее «смыслообразующих». Это обусловливает особую значимость изучения соотношения жизненных и профессиональных смыслов преподавателя высшей школы. Специфика труда педагога заключается в том, что, в отличие от многих других профессий, где результаты трудового процесса относительно близки и ощутимы, плоды педагогической деятельности подчас трудноуловимы, более опосредованы и неоднозначны. Для педагогической профессии характерна «проекция» результатов сегодняшнего кропотливого труда в отдаленное будущее.
        На основании результатов эмпирического исследования определены детерминанты смыслового пространства профессиональной деятельности педагога: 1) выраженная ориентация на ценность другого человека; 2) функциональное разнообразие и сложность задач, решаемых педагогом; 3) социальные ожидания, престижность профессии педагога высшей школы; 4) творческий характер педагогической деятельности; 5) возможность относительно свободного планирования рабочего времени; 6) возможность широкого круга общения и интенсивных социальных; 7) стабильная заработная плата.
        Изучение проблемы профессиональных смыслов показало необходимость анализа соотношения профессиональных смыслов со смыслами всей жизнедеятельности личности и определения их взаимообусловленности.

         Ключевые слова: личностный смысл труда, профессиональные установки, жизненные и профессиональные смыслы.


 
К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |