English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
СМЫСЛОВЫЕ КОНФЛИКТЫ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Л.П. Лазарева
Н.Г. Григорьева



        Лазарева Лариса Петровна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск).
        Контактный адрес: rap@festu.khv.ru


        Григорьева Надежда Георгиевна – доктор педагогических наук, профессор, проректор по воспитательной работе Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск).
        Контактный адрес: psy@festu.khv.ru


Аннотация

        Ярко выраженная личностная включенность в профессиональную деятельность, постоянная рефлексия своей профессиональной деятельности, двойная идентификация себя как профессионала и профессии в рамках культуры обусловливают высокую значимость мотивационного компонента в профессиональной деятельности педагога. Поиск основных жизненных и профессиональных смыслов в процессе становления профессионального самосознания, профессиональной идентичности, приводят к профессиональному и личностному росту, и в целом к личностной зрелости. Однако решение «задач на смысл», поиск новых смыслов профессиональной деятельности, как правило, сопровождается смысловыми конфликтами.
        Анализ профессиональной деятельности педагога высшей школы позволяет выделить основные детерминанты смыслового конфликта педагога, обусловленного особенностями профессиональной деятельности:
        – выраженная ориентация педагогической деятельности на ценность другого человека и направленность личности педагога на себя;
        – размытые представления о целях и задачах педагогической деятельности;
        – несоответствие выдвигаемых профессиональных целей и задач индивидуальным возможностям педагога;
        – противоречия между достигнутым уровнем профессионального развития и требуемым;
        – противоречия между уровнем потребностей и уровнем достижений в профессиональной деятельности;
        – несоответствие материального вознаграждения трудозатратам и степени профессиональной ответственности педагога.
        Эмпирическое исследование профессиональной деятельности и личности педагога высшей школы позволило выявить наиболее часто встречающиеся смысловые конфликты: конфликт профессионального роста; профессиональной карьеры; неудовлетворенности трудовыми взаимоотношениями; жизненных и профессиональных смыслов.

         Ключевые слова: профессиональное самосознание, самооценка, личностный смысл, смысловой конфликт, конфликт жизненных и профессиональных смыслов, конфликт профессиональной карьеры, конфликт профессионального роста, конфликт профессиональных экспектаций, конфликт самонеприятия.


 
К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |