English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
СУБЪЕКТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Л.В. Каширина
К.В. Краева



        Каширина Лариса Васильевна – доктор психологических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Хабаровск).
        Контактный адрес: larisa@dvags.ru


        Краева Ксения Владимировна – старший преподаватель кафедры психологии Дальневосточного государственного гуманитарного университета (г. Хабаровск).
        Контактный адрес: kraevakseniya@pochta.ru


Аннотация

        В современных условиях, на фоне усиления алармистского (тревожного) сознания в обществе актуализировалась проблема психологической безопасности человека, в том числе в сфере образования. Проблема экзаменационного стресса относится к числу наиболее актуальных проблем студенчества. Информационные перегрузки стимулируют иммунодепрессию личности, что нередко приводит к соматическим нарушениям. Именно поэтому необходима психологическая поддержка студентов (особенно в период адаптации) в образовательном процессе, а также непосредственно в период экзаменов, что подчеркивает актуальность темы статьи, тем более что исследований феноменологии экзаменационного стресса с позиции субъектного подхода явно недостаточно. Статья посвящена анализу проблемы совладающего поведения студентов высшей школы в экзаменационный период; в ней отмечается необходимость изучения роли личности в развитии и преодолении экзаменационного стресса; обосновывается влияние личностных особенностей студента на выбор стратегий совладания в ситуации экзамена. Статья содержит материалы эмпирического исследования, позволяющего обозначить основные субъектные детерминанты совладающего поведения студентов (личностный адаптационный потенциал, жизнестойкость, саморегуляция, самоактуализация, рациональность, управление эмоциями, осмысленность жизни, самоэффективность, внутренняя удовлетворенность, мотивация успеха, адаптивность); показана динамика стрессового состояния в зависимости от степени выраженности субъектных свойств; выделены модели совладающего поведения студентов в экзаменационный период: превентивного совладания; оперативного совладания, компенсированного совладания, пассивная модель совладания.

         Ключевые слова: экзаменационный стресс, субъектность, детерминанты, совладающее поведение, копинг-стратегии, модели совладающего поведения студентов в экзаменационный период; модель превентивного совладания; оперативного совладания, компенсированного совладания, пассивная модель совладания.


 
К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |