English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОПЕРАТОРА
Т.Н. Соболева



        Соболева Татьяна Николаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск).
        Контактный адрес: t.sobol.n.25@rambler.ru


Аннотация

        В статье рассматривается проблема развития профессиональных способностей через целенаправленное формирование интеллектуальных операций, с позиции системогенетического подхода В.Д. Шадрикова. В лаборатории психологии способностей доказано, что структура познавательных способностей представлена функциональными и операционными механизмами, созревание, развитие которых обусловлено в первом случае онтогенетическими программами, во втором случае обусловлено образованием, воспитанием, обучением. Овладение способностями возможно через овладение операционными механизмами. В качестве универсальных операционных механизмов способностей выступает система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, классификации, систематизации и другие. Профессиональные способности субъекта деятельности – это познавательные способности, которые приобрели черты оперативности, тонкой сонастроенности под влиянием требований деятельности. Способности профессионалов интеллектуализируются за счет большего веса интеллектуальных операций мышления, поскольку обеспечивают формирование сложной информационной базы деятельности, программы деятельности, процессов принятия решений. В этой связи В.Д. Шадриков выделяет интеллектуальные операции «второго порядка» и рассматривает их как метаинтеллектуальные операции, регулирующие деятельность и поведение: понимание, принятие решений, целеполагание, моделирование и другие. Наше исследование показало, что формирование интеллектуальных операций «второго порядка», таких как восприятие, понимание, моделирование профессиональных способностей обеспечивает эффективность управляющей деятельности оператора железнодорожного подвижного состава в показателях производительности (количество нарушений безопасности) и надежности (время устранения неисправностей). Данные операции по праву могут выступать в качестве психологических подсистем действий в управляющей деятельности оператора.

         Ключевые слова: способности, деятельность, профессиональные способности, функциональные механизмы, операционные механизмы, интеллектуальные операции, эффективность деятельности.


 
К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |