English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО ЗДОРОВЬЯ ПРОФЕССИОНАЛА
М.В. Сокольская



        Сокольская Марина Вячеславовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск).
        Контактный адрес: mvsokolskaya@mail.ru


Аннотация

        В статье приведены результаты эмпирического исследования личностного здоровья профессионала (ЛЗП), в котором установлено, что под влиянием особенностей, характеризующих определённый тип профессиональной деятельности (на примере профессий типа «человек–техника» и «человек–человек»), формируется профессионализм как условие ЛЗП, проявляющийся:
        – в уровне субъективного благополучия (СБ): наиболее высокий – у машинистов локомотива, низкий – у педагогов;
        – в количественной и качественной динамике уровней СБ в процессе профессионализации: у поездных диспетчеров с ростом профессионализации прямо пропорционально растёт количество субсфер, состоянием которых удовлетворены субъективно-благополучные респонденты; у машинистов локомотива аналогичные количественные изменения колеблются от +1 до –1; у педагогов динамика обратная поездным диспетчерам;
        – в структуре и содержании субсистемного и системного уровней, а также во взаимодействии этих уровней: у машинистов в структуре субсистемного уровня на всех этапах профессионализации выявлено взаимодействие подсистем внешней и внутренней детерминации и регулятивности и их амбивалентная роль в структуре ЛЗП; кроме того, в структурах субсистемного и системного уровней машинистов выявлен фактор «самоактуализации – регулятивности»;
        – у поездных диспетчеров в структуре субсистемного уровня первокурсников и профессионалов также присутствует фактор «самоактуализации – регулятивности», а у первокурсников и выпускников – внутренней / внешней детерминации;
        – в структурах субсистемных уровней поездных диспетчеров и машинистов локомотива более значимую роль играет подсистема внутренней детерминации, а у педагогов, наоборот, – внешней;
        – ЛЗП на системном уровне: у поездных диспетчеров обеспечивается преимущественно благодаря наличию подсистем регулятивности и самоактуализации, у педагогов – направленности и самоактуализации, у машинистов локомотива (у студентов) – самоактуализации и регулятивности, у профессионалов – самоактуализации и направленности;
        – в содержании ресурсных и деструктивных подсистем.

         Ключевые слова: личностное здоровье профессионала, личность профессионала, профессиональная деятельность, субъективное благополучие.


 
К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |