English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
СИСТЕМНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
Б.Е. Дынькин
И.В. Пахно



        Дынькин Борис Евгеньевич – доктор технических наук, профессор, ректор Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск).
        Контактный адрес: root@festu.khv.ru


        Пахно Ирина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры психологии Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск).
        Контактный адрес: ivp13@list.ru


Аннотация

        Статья посвящена изучению инновационного потенциала личности (ИПЛ) как сложного многомерного конструкта. Особое внимание уделяется анализу современных исследований, содержанию и формам системной детерминации ИПЛ. Приводятся примеры исследований, рассматривающие ИПЛ с позиций разных подходов: личностного, ресурсного, компетентностного, психосемантического, ролевого. Модель А.Д. Карнышева, которая подробно анализируется в статье, служит основанием для серии исследований ИПЛ. Исследование ИПЛ в рамках психосемантического подхода проходит в двух направлениях: влияние цветовых стимулов на ИПЛ (Т.А. Терехова, 2009) и психосемантический анализ представлений профессионалов о своих инновационных возможностях (И.В. Пахно, 2011). Экспериментально доказано, что выбор цвета зависит от уровня ИПЛ. Респонденты с высоким уровнем ИПЛ высоко оценивают красный, синий, изумрудный цвет, а с низким уровнем ИПЛ – белый и серый цвет. Оценка инновационных возможностей у профессионалов зависит от двух факторов: характера профессиональных задач и условий, которые представляет организация для развития потенциалов сотрудников. При создании среды, в которой субъект будет чувствовать поддержку и вызов, возникнет проявление инновационного потенциала в тех или иных масштабах. Такая специально созданная среда смоделирована на тренинге развития инновационного потенциала личности. Тренинг был создан в рамках инновационного метода, стимулировал развитие творческих, организационных, коммуникативных и личностных умений и навыков.
        В завершение статьи автор формулирует задачи дальнейшего исследования ИПЛ: создание целостного системного представления об ИПЛ как процессе и выделение системообразующего фактора, который в конкретных ситуациях определяет особенности проявления ИПЛ.

         Ключевые слова: инновационный потенциал личности (ИПЛ), модели ИПЛ, подходы к изучению ИПЛ, ИПЛ как система.


 
К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |