English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АНТРОПООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Л.Ф. Вязникова



        Вязникова Любовь Фёдоровна – доктор психологических наук, профессор кафедры теории и практики социально-гуманитарных технологий Дальневосточного государственного гуманитарного университета (г. Хабаровск).
        Контактный адрес: Lviaz@inbox.ru


Аннотация

        Статья посвящена осмыслению психологического потенциала антропоориентированного подхода в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. Данный подход рассматривается как основа профессионального сознания руководителя, ориентированного на понимание, признание целостности человека, его уникальности, на внимание к нему, стремление понять всё многообразие человеческой реальности. По мере обогащения контекстов становится более глубоким и наполнение сущностного содержания понятия «антропоориентированный подход», который определяется автором как антропоценностный подход. Рассмотрены психологические возможности антропоориентированного подхода в деятельности руководителей образовательного учреждения, стратегии их взаимодействия с субъектами образовательного процесса, определяющие эффективность использования человеческих ресурсов, а также возможность развития виктимогенной культуры образования. Бессубъектность руководителя как «зависимая исполнительность» может привести к развитию «управленческой невменяемости», определение которой представлено в статье. Сделан акцент на педагогической сущности управленческой деятельности, на феномене ценностного резонанса: директор – учитель – ученик. Антропоориентированность руководителей, проявляющаяся прежде всего в стиле управленческой деятельности, в отношении к подчиненным, рассматривается в качестве важного источника и условия профилактики нарушений психосоматического здоровья всех участников образовательного процесса и, в частности, синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
        Рассмотрены разные плоскости контакта в системе «руководитель – подчинённый», негативные проявления гиперсоциализированности как профессиональной деформации и руководителя, и его подчинённых.

         Ключевые слова: антропоориентированный подход, психологический потенциал, «управленческая невменяемость», виктимизация образовательной среды, рефлексивность, гиперсоциализированность, ценностный резонанс.


 
К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |