English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
КАДРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
И.П. Тесельская



        Тесельская Ирина Павловна – помощник проректора по учебно-воспитательной и социальной работе Дальневосточного государственного гуманитарного университета (г. Хабаровск).
        Контактный адрес: tesirina@yandex.ru


Аннотация

        На основе архивных и опубликованных материалов автор рассматривает структурные изменения, которые произошли в составе железнодорожников Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны, источники и формы подготовки кадров для магистралей региона, показывает роль патриотических починов в деле мобилизации внутренних ресурсов железных дорог и помощи фронту.
        Успех выполнения железнодорожниками военно-стратегических и народнохозяйственных задач зависел от состояния кадров, уровня их технической грамотности. В связи с мобилизацией в армию, командированием на запад в составе спец-формиваний квалифицированных работников в коллективах магистралей произошли существенные изменения. На железных дорогах Дальнего Востока, как и на других предприятиях страны, возросла численность женщин и молодежи, включая подростков. В статье приведена динамика изменения половозрастного состава кадров железнодорожников региона. Это обстоятельство стало одной из причин увеличения случаев аварийности и браков в работе. На протяжении всех военных лет новое пополнение не смогло восполнить дефицит в кадрах, связанных с движением поездов (вагонные мастера, кондукторы, кочегары, дежурные по станции и др.), а также в технических кадрах высшей квалификации.
        Комплектования штатов железных дорог проходило в основном по следующим направлениям: через централизованную систему подготовки (работу ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения) и посредством индивидуального обучения.
        К началу Великой Отечественной войны Дальний Восток оказался глубоким тылом, но обозначилась реальная военная опасность со стороны Японии. Поэтому магистрали региона были задействованы во внутриокружных перевозках войск для их обучения в условиях противостояния Дальневосточного фронта и Квантунской армии. Помимо этого, железнодорожники-дальневосточники выполняли важную задачу по переработке и пропуску грузов, поступающих в СССР через Тихий океан по системе ленд-лиза.
        Автор подчеркивает, что, несмотря на тяжелые условия быта и труда, дефицит квалифицированных кадров ведущих железнодорожных профессий, работники магистралей Дальнего Востока обеспечили выполнение поставленных перед ними задач оборонного и народнохозяйственного значения, реализовывали новые трудовые почины.

         Ключевые слова: Великая Отечественная война, Дальний Восток, железнодорожные магистрали, мобилизация, кадры железнодорожников.


 
К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |