English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА КВЖД И ОБРАЗОВАНИЯ КВАНТУНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИГРАНИЧНЫЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ вв.
Н.А. Макуха



        Макуха Нина Александровна – кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, политологии, социологии и права Дальневосточного государственного гуманитарного университета (г. Хабаровск).
        Контактный адрес: z21nina@yandex.ru


Аннотация
Статья посвящена анализу влияния строительства Китайской Восточной железной дороги и образования Квантунской области на приграничные российско-китайские отношения в конце XIX–начале ХХ вв. В статье показаны мнения представителей российской приграничной администрации, касающиеся политических и экономических процессов, происходящих в Приамурском крае в конце ХIХ–начале ХХ вв. Выявляются исторические корни строительства Китайской восточной железной дороги, проходящей по территории Маньчжурии и решением вопроса о приобретении для русского флота незамерзающего порта, а также проблемы, связанные с этими процессами. Сквозной линией в статье проходит мысль о том, что слабое развитие транспортной инфраструктуры, низкая численность населения и слабая мобильность российских вооруженных сил вели к уязвимости в военном и хозяйственном отношении российского Дальнего Востока. В случае войны на дальневосточном фронте возникала опасность потери Россией своих территорий. Серьезной мерой укрепления ее позиций на Дальнем Востоке должно было стать сооружение Транссибирской железной дороги. Из-за больших технических трудностей, связанных с суровым климатом и рельефом Приамурья в 1895 г. С.Ю. Витте вынес на обсуждение Государственного совета проект «Маньчжурский вариант», где речь шла о приобретении концессии на строительство железной дороги через Маньчжурию на Владивосток, а также об аренде незамерзающего морского порта на территории Кореи или Китая, что вызвало неоднозначную оценку как в Приамурском крае, так и в Петербурге. Позже были выработаны требования к Китаю об аренде территории на юге Ляодуна вместе с портами, которые становились конечной точкой Китайской Восточной железной дороги. В этих условиях российским властям необходимо было иметь постоянный контроль над действиями центрального правительства Китая, чтобы своевременно устранять или парализовывать деятельность, которая могла бы угрожать безопасности России на Дальнем Востоке.

         Ключевые слова: Квантунская область, Китайская Восточная железная дорога, Российско-Китайские приграничные отношения, Маньчжурия, Дальний Восток, незамерзающий порт.


 
К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |