English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНТОВ САХА
У.С. Борисова



        Борисова Ульяна Семеновна – доктор социологических наук, доцент Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова (г. Якутск).
        Контактный адрес: ulsem@rambler.ru


Аннотация

        Проблема этнической идентичности молодежи остается неизменно актуальной на протяжении всего существования этносоциологии. В статье представлены результаты социологического исследования 546 студентов саха Якутского государственного университета им. М.К. Амосова, которое проведено автором в июне 2010 г.
        Инструментарий исследования состоит из 3 блоков, которые включают вопросы по выявлению этнокультурной идентификации респондентов, определению характеристик когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности и состояния межнациональных отношений в якутском обществе.
        Особое внимание автором уделено анализу двух основных теоретических подходов, которые сложились в начале 90-х годов прошлого века в исследованиях этничности – примордиализму и конструктивизму.
        Социологическое исследование выявило, что студенты саха обладают всеми признаками развитого этнического самосознания: сознанием своей этнической общности, приверженностью к родному языку, территории, национальной культуре. Наиболее важными признаками этнической идентификации выступают: родной язык, близость к традициям культуры народа, внешний облик и семья. На взгляд автора, важным фактором является очень близкая структура рангов выбранных компонентов. Это позволяет говорить о том, что этническая идентификация происходит по некой единой схеме, что отсутствуют факторы, ее «размывающие». Абсолютное большинство молодых людей гордятся своей национальной принадлежностью. Молодые саха хотят иметь возможности для своего национального самовыражения и предрасположены к тому, чтобы больше узнавать о культуре, традициях и обычаях своего народа, а также других народов. Однако включённость студентов саха в этническую культуру нельзя признать высоким.
        Обосновывается актуальность формирования культуры межнационального общения в вузе, которая требует решения проблем мировоззренческого и поведенческого уровня. Именно социальный институт образования обладает огромными возможностями в том, чтобы современная молодежь захотела свою гражданскую идентичность обозначить как россияне, сохраняя при этом свою принадлежность одной или нескольким культурам в зависимости от своего происхождения и места проживания.

         Ключевые слова: этнокультурная идентификация, студенческая молодежь, этническая идентичность, социологическое исследование.


 
К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |