English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты    Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XIX – НАЧАЛА XX вв.)
М.А. Ковальчук



        Ковальчук Михаил Александрович – доктор исторических наук, профессор кафедры «Теория и история государства и права» Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск).
        


Аннотация
Субъектами имущественных правоотношениях в современном праве понимаются физические и юридические лица. Основными субъектами правоотношений в железнодорожной отрасли были до 1917 г. юридические лица двоякого рода: казенные железные дороги и частные железнодорожные общества. Под объектами гражданских правоотношений в современной юриспруденции понимается то, на что они направлены, то, по поводу чего они возникают и существуют. Закон признавал особый характер имущества, принадлежащего как казенным железным дорогам, так и частным железнодорожным обществам. В Своде законов Российской империи железные дороги (без указания субъекта их обладания) были отнесены к имуществу недвижимому и нераздельному. Основной организационной формой частного юридического лица выступали акционерные общества, которые владели железными дорогами на праве долгосрочного пользования (78–85 лет) как особыми объектами имущественных правоотношений, имевшими статус неделимых и недвижимых вещей. Предприятие железной дороги подразумевает всю совокупность имущества, принадлежащего дороге, имеющему целью перевозку грузов и пассажиров. Всякое другое имущество, не предназначенное для целевых нужд дороги, как транспортного предприятия не составляет предприятие дороги. При конкурсном производстве предприятие дороги выделялось в особый имущественный комплекс, который только после этого мог быть продан с торгов. Понятие «предприятие», применительно к железным дорогам, употреблялось тогда в том смысле, как его трактует современное гражданское право, а именно как «имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности». Современное реформирование железнодорожной отрасли России привело к разрыву сложившейся ранее отечественной организационно-правовой традиции.

         Ключевые слова: юридические лица, казна, акционерное общество, объекты правоотношений, недвижимое имущество, собственность, владение.


 
К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |