English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты     Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
ЗАЩИЩЕННЫЕ ДИССЕРТАЦИИ

ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ ДМ 218.003.04 ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ НАУКАМ ПРИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(Председатель – д-р психол. наук, профессор К.И. Воробьева;
Ученый секретарь – канд. психол. наук, доцент М.В. Сокольская)

1. Бабич О.И. «Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов». На соискание учёной степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии (защита состоялась 29 мая 2007 г.).
Объект исследования: синдром профессионального выгорания.
Предмет исследования: личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания школьных педагогов.
Цель исследования: выявить в процессе исследования личностных особенностей школьных педагогов личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по теме исследования; наблюдение; методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; самоактуализационный тест (САТ) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев); методика оценки уровня субъективного контроля (УСК) (В.В. Бажин, Е.А. Голыкина, А.М. Эткинд). При математической обработке экспериментальных данных использовались методы корреляционного и факторного анализов, определение критериев значимости различий средних (критерий X2 Пирсона, f-критерий Фишера), методы непараметрической статистики. Расчет осуществлен при помощи программы SPSS 11.5. Для описания полученных данных применялся качественный анализ.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: 1. Разработана модель взаимодействия факторов выгорания и ресурсов преодоления синдрома профессионального выгорания. В ней выделена уровневая структура, отражена возможность накопления невостребованных в данное время ресурсов. 2. Определены ведущие параметры личностных ресурсов преодоления синдрома профессионального выгорания и диагностический инструментарий для их исследования. 3. Показан вклад личностных особенностей в развитие фаз выгорания у школьных педагогов. 4. Выявлены системообразующие личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания. 5. Полученные данные позволяют уточнить некоторые теоретические представления о ресурсах личности.
Практическая значимость и внедрение результатов. Полученные результаты исследования позволяют конкретизировать цель психопрофилактической работы с педагогами. Перспективным, на наш взгляд, является научное исследование большинства компонентов представленной модели взаимодействия ресурсов преодоления и факторов выгорания. Данная модель может применяться для иллюстрации теории «консервации» ресурсов и при анализе взаимодействия стрессогенных факторов и ресурсов стрессоустойчивости. Теоретические и практические выводы рассматриваемой проблемы легли в основу спецкурса «Профилактика синдрома профессионального выгорания», программы развития личностных ресурсов «Профессиональное саморазвитие», проблемного семинара «Развитие личностных и профессиональных ресурсов педагога как основа профессиональной компетенции». На основе материалов исследования разработано и выпущено учебно-методическое пособие «Психологическая профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов».

2. Бербаева И.Д. «Психологические детерминанты дезадаптации личности в условиях изоляции». На соискание учёной степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии (защита состоялась 28 мая 2007 г.). Цель исследования: изучить особенности личностной дезадаптации в условиях изоляции. Объект исследования: дезадаптация личности в условиях изоляции. Предмет исследования: психологические детерминанты дезадаптации личности в условиях изоляции. Методы и методики исследования: теоретический анализ психологической литературы по теме исследования, биографический метод изучения личности, психодиагностические методики, метод наблюдения беседы, метод качественного анализа данных. Методы статистической обработки данных: определение достоверности различий средних величин по t-критерию Стъюдента; корреляционный анализ; качественный анализ и содержательная интерпретация результатов. Расчеты выполнены с использованием программ «Statistika 6.0» и «SPSS 9.0» Теоретическая значимость работы состоит в получении данных о влиянии внутриличностных детерминант( гетерономности, концентричности, баланса личностных свойств и автономной нервной системы, работоспособности, стрессоустойчивости) на дезадаптацию личности в условиях изоляции, даны характеристики и описано явление вторичной дезадаптации личности в условиях изоляции. Практическая значимость исследования – могут быть использованы в психологическом консультировании и психокоррекции по вопросам дезадаптации несовершеннолетних. Знание и учет психологических детерминант дезадаптации при изучении личности в стрессовой ситуации позволяет расширить возможности качественного анализа и прогнозирования поведения личности при воздействии фрустрационных факторов. Практическая значимость и внедрение результатов – используются при разработке учебных курсов, программ по подготовке специалистов общей и юридической психологии.

3. Бутковская С.А. «Становление гендерной идентичности в процессе профессионального самоопределения». На соискание учёной степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии (защита состоялась 30 мая 2007 г.). Цель работы – определить особенности взаимосвязи гендерной идентичности и профессионального самоопределения. Объект исследования – гендерная идентичность. Методы и методики исследования: теоретический анализ исследований по проблемам гендерной идентичности и профессионального самоопределения, лонгитюд, сравнительный анализ, тестовые и проективные методики. Методы статистической обработки данных: определение достоверности различий; корреляционный анализ; факторный анализ; качественный анализ и содержательная интерпретация результатов. Теоретические и практические результаты и их новизна: теоретически обоснована роль профессионального самоопределения как психологического фактора становления гендерной идентичности; показана взаимосвязь между типом гендерной идентичности, уровнем профессионального самоопределения и личностными особенностями; получены новые результаты, характеризующие взаимосвязь уровня профессионального самоопределения и становления гендерной идентичности подростков; раскрыты особенности гендерного конфликта, связанного с уровнем профессионального самоопределения; определены основные факторы становления гендерной идентичности в процессе профессионального самоопределения; определены модели становления гендерной идентичности в процессе профессионального самоопределения; показаны возможности проективных методов в анализе гендерной идентичности. Степень и эффективность внедрения: результаты исследования использовались для разработки программ психолого-педагогической поддержки становления идентичностей юношей и девушек в процессе профессиональной подготовки Область применения: в учебных курсах при подготовке специалистов по психологии личности и социальной педагогике, в психолого-педагогической работе по профориентации.

4. Дорошенко Т.В. «Эмпатия как фактор мотивации в профессиональном становлении личности». На соискание учёной степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии (защита состоялась 28 мая 2007 г.). Цель исследования: изучение эмпатии как фактора мотивации личности в профессиональном становлении. Объект исследования: мотивация развития личности студента. Предмет исследования: эмпатия как фактор мотивации, влияющий на становление личности. Методы и методики исследования: теоретический анализ психологической литературы по теме исследования, наблюдение, метод тестов. Для обработки данных применялись процедуры корреляционного анализа (коэффициент корреляции Пирсона и Спирмена), сравнительного анализа выборок Дункан, факторного анализа. Теоретическая значимость работы состоит в том, что уточнено и расширено понятие эмпатии, дана качественная характеристика эмпатического профиля личности, который объединяет в себе значимые показатели личностной компетентности и успешности взаимодействия в профессиональной сфере «человек-человек», определена зависимость между социально-психологическими характеристиками личности: эмпатийностью, толерантностью, коммуникативными установками и мотивами среди которых группа социально-обусловленных мотивов: социальной значимости, социальной полезности, социального удовлетворения и мотивы комфорта и удовольствия, жизнеобеспечения, личностного статуса и успешности, альтруистический и мотив власти у студентов на различных этапах личностного становления, с точки зрения системного подхода, рассмотрена связь психологических условий успешности развития эмпатийности в профессиональном становлении через систему специально-организованных психологических воздействий (тренингов, индивидуального консультирования и т. д.) Практическая значимость исследования заключается: в возможности использования результатов исследования при прогнозировании успешности развития эмпатии как личностного образования в профессиональной подготовке специалистов; в теоретическом и практическом обосновании концепции подготовки специалистов гуманистического направления с высоким уровнем развития эмпатии, в возможности использования применения результатов эмпирического исследования в учебной работе со студентами при прочтении спецкурса «Технология и техника развития эмпатического профиля личности»; в использовании результатов исследования в лекционных программах и практических занятиях по курсам общей, возрастной и педагогической психологии.

5. Ермакова З.В. «Профессиональная идентичность социального педагога». На соискание учёной степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки) (защита состоялась 28 мая 2007 г.). Цель исследования: изучение профессиональной идентичности социальных педагогов, находящихся на разных этапах профессионализации. Объект исследования: образ профессии и профессиональная «Я-концепция» социального педагога. Предмет исследования: профессиональная идентичность социального педагога. Методы и методики исследования: теоретический анализ психологической литературы по теме исследования, анкетирование, метод беседы, ассоциативный эксперимент, частный семантический дифференциал. Для обработки данных применялись экспертный метод, метод семантических универсалий (Е.Ю. Артемьева), функциональный анализ деятельности (Э. Мильман), методы статистической обработки данных с использованием программы SPSS 11.5 (for Windows, Russian version). Теоретическая значимость работы состоит в том, что в соответствии с предложенной психологической моделью профессиональной идентичности применены системный и субъект-деятельностный подходы, проведён структурный, процессуальный и функциональный анализ; определено местоположение профессиональной идентичности в структуре профессионализма, описаны структурные компоненты, уровни рассмотрения (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), механизмы формирования и развития (идентификация и идентифицирование) профессиональной идентичности, реконструированы и описаны образ профессии и профессиональная «Я-концепция» социального педагога на разных этапах профессионализации, разработана и апробирована процедура комплексного исследования профессиональной идентичности социального педагога. Практическая значимость исследования –результаты и рекомендации могут применяться в процессе социально-педагогической профориентации и профотбора абитуриентов на специальность «Социальный педагог», в процессе профконсультирования. Основные теоретические положения могут применяться в лекциях по введению в специальность и для повышения уровня профессиональной готовности молодых специалистов к социально-педагогической деятельности. Предложенный методический инструментарий может быть адаптирован и применён для изучения профессиональной идентичности представителей других профессий.

6. Рагулина М.В. «Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности». На соискание учёной степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии (защита состоялась 30 мая 2007 г.). Цель исследования: изучение феномена аутентичности как системного качества личности и как психологического ресурса ее самоорганизации, обеспечивающего многообразие ее индивидуальных проявлений. Объект исследования: личность как система, способная к самоорганизации. Предмет исследования: аутентичность как системное качество и психологический ресурс самоорганизации личности. Методы и методики исследования: теоретический анализ психологической литературы по теме исследования; метод моделирования; наблюдение; метод тестов; сравнительный анализ с использованием методов математической статистики. Для анализа типа реорганизации смысловых структур применялась авторская проективная исследовательская методика на основе идей Д.А. Леонтьева, О.С. Никольской, А. Ахиезера. Теоретическая значимость работы состоит в том, что выявлен процессуально-динамический характер аутентичности, проявляющийся во взаимополагании процессов индивидуализации и социализации личности, выделены два аспекта аутентичности – ситуационный и экзистенциальный, проявление которых обусловлено особенностями функциональных взаимосвязей между структурными элементами аутентичности, показано, что структурообразующим параметром (параметром порядка) обусловливающим формирование типа установки является смысловая система личности, уточнены и расширены в контексте гуманитарной психологии теоретические представления о понятиях «аутентичная установка», «просоциальная установка», «ригидная установка», «социализация», «индивидуализация», «адаптация» и «оптимизация». Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты можно использовать для оценки и прогноза вероятностного развития личности, в диагностической, консультационной и тренинговой работе, связанной с психологическим сопровождением и оказанием помощи лицам возрастной категории подростничества и юности, при разработке образовательных программ теоретической и практической подготовки психологов. Материалы исследования могут быть включены в курсы «Психология личности», «Психологическое консультирование», «Основы экзистенциальной психологии».

7. Резанова Н.В. «Уровень притязаний в системе личных стремлений (в контексте интегративно-целевого подхода к личности)». На соискание учёной степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии (защита состоялась 29 мая 2007 г.). Цель работы: определить характер соотношения уровня притязаний и личных стремлений в контексте интегративно-целевого подхода. Объект исследования: уровень притязаний личности. Предмет исследования: уровень притязаний в системе личных стремлений. Методы и методики исследования: теоретический анализ психологических исследований по теме; методы организации исследования; комплекс экспериментальных техник диагностики уровня притязаний и самооценки; методики оценки личных стремлений. Методы статистической обработки данных: частотный анализ; сравнительный анализ; корреляционный и факторный анализ. Теоретические и практические результаты и их новизна: применен интегративно-целевой подход к изучению уровня притязаний в целевой структуре личности; выявлены взаимосвязи уровня притязаний с личными стремлениями; выявлены различия в соотношении уровня притязаний и личных стремлений при когерентности и дивергенции уровня притязаний и самооценки; определены особенности категоризации стремлений; апробированы пакет измерения личных стремлений Р. Эммонса, методика измерения инструментальности и конгруэнтности стремлений К.М. Шелдона и Т. Кассера. Результаты исследования помогают углубить знания диагностической и консультационной работы. Также использовались в учебных дисциплинах специализации «Психология личности», «Психодиагностика». Область применения – подготовка студентов психологических и других специальностей, повышение квалификации специалистов, проведение психологического консультирования.

8. Четвергова Е.П. «Личностные детерминанты профессиональной успешности стоматолога». На соискание учёной степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки) (защита состоялась 29 мая 2007 г.). Цель исследования: изучение личностных характеристик врача-стоматолога и их взаимосвязи с успешностью профессиональной деятельности. Объект исследования: профессиональная деятельность врача-стоматолога. Предмет исследования: личностные характеристики врача-стоматолога и их взаимосвязь с успешностью профессиональной деятельности. Методы исследования. В ряду организационных методов использован комплексный; в ряду эмпирических методов – обсервационный, психо-диагностический, праксиметрический и экспериментальный; для интерпретации полученных данных – структурный: методы включенного наблюдения, опрос, беседы, метод экспертных оценок, анализ документов, метод анализа продуктов деятельности (МАПД); психодиагностические методики (16-ФЛО Т. Кеттелла; САТ; УСК, методика изучения ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина, методика исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации Т. Томаса. «Диагностика мотивации стремления к успеху», «Диагностика мотивации избегания неудач» Т. Элерса; «Удовлетворенность работой» В.А. Розановой; графический тест «Я-стоматолог», методика самооценки С.А. Будасси). Научная новизна и теоретическая значимость. В диссертационном исследовании осуществлен комплексный анализ профессиональной деятельности и личностных характеристик врача-стоматолога. Выявлены дифференциально-диагностические критерии оценки профессиональной успешности стоматолога. Проведен сравнительный анализ, выявляющий общее и специфическое в личности успешных и неуспешных стоматологов. Установлены дифференциально-диагностические и прогностические критерии личности стоматолога, успешной в профессиональной деятельности: высокий уровень клинического мышления, творческое воображение, наблюдательность, способность к саморегуляции эмоциональных состояний и поведения, инициативность и самостоятельность в профессиональном самосовершенствовании. Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в профотборе, в аттестации врачей-стоматологов. Материалы диссертации использованы при разработке курса «Психология труда».

ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ ДМ 212.056.01 ПО ФИЛОЛОГИЧЕСКИМ НАУКАМ ПРИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

1. Миронец Е.С. «Эволюция и особенности языковой репрезентации аксиологического концепта DEMOCRACY в инаугурационных речах президентов США». На соискание степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.04 – германские языки (защита состоялась 24 мая 2007 г.). Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор М.Г. Лебедько. Цель работы: выявление, интерпретация и описание структуры языковой репрезентации высшей политической ценности «демократия» в речах американских президентов и определение характера языкового воздействия исследуемых речей. Теоретические и практические результаты, их новизна: впервые выявлена сегментная структура концепта DEMOCRACY, отражающая функции феномена «демократия» в жизни американского социума. В структуре данного концепта выделяются следующие сегменты: ПОЛИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ВИТАЛЬНЫЕ, МОРАЛЬНЫЕ, РЕЛИГИОЗНЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ и ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ. Выводы о сегментной структуре концепта создают предпосылку для дальнейшего углубленного анализа отдельных фрагментов национальных картин мира. Выделены ядерные и вариативные (периферийные) концептуальные признаки исследуемого концепта. Доказано, что аксиологический концепт DEMOCRACY не представлял собой ценности на начальном этапе становления американского государства. В конце XX – начале XXI вв. в языковых единицах, вербализующих устойчивые ценностные концептуальные признаки, появляется эмоционально окрашенная составляющая; в структуре исследуемого концепта – метафорические образы.

2. Нестерова М.В. «Вербализация концептосферы HUMAN FACE в американской языковой картине мира». На соискание степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.04 – германские языки (защита состоялась 25 мая 2007 г.). Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент Э.Г. Меграбова. Цель работы: описание особенностей вербализации концептосферы HUMAN FACE в рамках американской языковой картины мира. Теоретические и практические результаты, их новизна: исследование концептосферы HUMAN FACE и составляющих её концептов (FACE, EYE, NOSE, MOUTH, LIP, CHEEK, FOREHEAD, CHIN) проводится в рамках теоретических положений когнитивной лингвистики. Впервые осуществляется системная реконструкция данного фрагмента современной американской картины мира на материале лексикографических источников, художественных текстов, а также результатов свободного ассоциативного эксперимента с участием граждан США. Доказано, что каждый из составляющих концептов исследуемой концептосферы имеет полевую структуру, состоящую из ядра, интерпретационного слоя и образного слоя. Интерпретационные признаки соотносятся с существующими в национальном сознании американцев национально-этническими, эстетическими, гендерными, возрастными и социально-статусными стереотипами. Лицо человека осмысливается не только как конкретно-чувственный предмет, но также, как абстрактная сущность, образный характер которой выявляется путем гештальтного анализа.

3. Сорокина О.Н. «Языковая реализация образа Китая как информационной модели в средствах массовой информации США». На соискание степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.04 – германские языки (защита состоялась 24 мая 2007 г.). Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент Э.Г. Меграбова. Цель работы: выявление, изучение и описание языковых способов конструирования образа Китая в средствах массовой информации США. Теоретические и практические результаты, их новизна: исследование способствует дальнейшей разработке категории «образ – информационная модель», более полному и точному представлению о языковой картине мира американцев. Новизна научных результатов в том, что впервые исследуются лингвистические способы репрезентации образа Китая на материале сообщений СМИ США. Доказано, что языковые средства, используемые в СМИ США при описании Китая, отражают объективную реальность в определенном ключе, в соответствии с конкретной схемой, называемой «информационной моделью». Понятие «образ как информационная модель» является неустойчивой, относительной категорией. При условии формирования постоянной, повторяющейся информационной модели может сложиться стереотипная установка. Исследуемый образ представляет собой совокупность нескольких фрагментов: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ КИТАЯ, ИДЕОЛОГИЯ КИТАЯ, НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ВООРУЖЕНИЕ КИТАЯ. Ведущими языковыми приемами, формирующими образ Китая как страны, являющейся основной угрозой для США, как о стране-сопернике, с которым необходимо вести борьбу, являются метафора и эпитет.

ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ ДМ 218.003.02 ПО ФИЛОСОФСКИМ НАУКАМ ПРИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(Председатель – доктор филос. наук, профессор Ю.М. Сердюков;
Ученый секретарь – кандидат социол. наук, доцент С.Е. Туркулец)

Потапчук В.И. «Принцип целостности в русской философии и его развитие в социально-антропологической концепции С.Л. Франка». На соискание степени кандидата философских наук по специальности 09.00.03 – история философии (защита состоялась – 23 мая 2007.). Научный руководитель – доктор философских наук, В.А. Уханов.
Объект исследования – принцип целостности в русской философии. Предметом исследования выступает философское обоснование и применение принципа целостности в социально-антропологической концепции С.Л. Франка. Методологическая основа исследования – метафизика всеединства В.С. Соловьева и учение о соборности, получившее свою разработку в русской философии. Решение историко-философских задач осуществлялось посредством компаративистского и герменевтического методов, а также метода экспликации и различных общелогических методов.
Научно-практическое значение результатов исследования состоит в том, что они могут послужить основой для дальнейшего изучения проблем истории философии, философской антропологии, социальной философии, историософии, а также могут быть использованы в процессе преподавания общих и специальных философских курсов.

К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |