English  / Russian  

Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке

 Главная    Подписчикам     Авторам     Карта сайта     Контакты     Написать письмо
О журнале
Содержание свежего номера
Указатель статей
Научная жизнь
Полемика
Архив
К содержанию
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭМПАТИИ
Лазарева И.В.


В современной гносеологии обозначена тенденция к переосмыслению основных понятий и проблем традиционной теории познания: появляется ориентированность на анализ целостного познавательного отношения в условиях социокультурной реальности; переоценивается взгляд на знание как на противопоставление науки и иных форм познавательной деятельности; расширяется предметное поле гносеологический исследований; с внесением антропологических смыслов изменяется подход к пониманию категории «субъект познания» - «абстрактный» субъект познания уступает место познающему человеку в реальном жизненном мире во всей совокупности бытийных феноменов.

Обращение к социокультурным и антропологическим аспектам познавательной деятельности способствует обогащению и обновлению методологической базы гносеологии, т.к. описание многообразия ситуаций порождения знания в процессе человеческой деятельности и общения фиксирует новые познавательные формы и приемы. Одним из познавательных механизмов, проявляющим себя в процессе человеческой деятельности, в частности, в межличностном общении, является феномен эмпатии, который представляет собой способность познания человеком внутреннего мира других людей (постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека).

Несмотря на многообразие направлений, изучающих эмпатию, в настоящее время данное явление мало исследовано, единое понимание его сущности и механизма действия не достигнуто. В истории философии к феномену эмпатии обращались в рамках феноменологической (Э.Гуссерль при анализе проблемы интерсубъективности, Э.Штейн в феноменологии религии, М.Шелер в теории симпатии), герменевтической (В.Дильтей как условие возможности понимания культурно-исторической, человеческой реальности, Г.-Г.Гадамер в концепции пред-понимания, П.Рикер в концепции интерпретации), экзистенциальной (М.Бубер в рассмотрении «Я-Ты отношения», Г.Марсель в проблеме понимания бытия и интерсубъективности, М.Хайдеггер в «понимающем бытии-друг-с-другом») традициях. Общим в понимании эмпатии в этих различных философских направлениях является то, что эмпатия предстает как специфический способ познания, с помощью которого возможно проникновение в другую реальность (познаваемый объект).

Рассмотрение феномена эмпатии в разрезе современной гносеологии позволяет характеризовать его как способ познания, с помощью которого возможно получение достоверной информации о познаваемом объекте. Отличительной чертой эмпатии как способа познания является то, что в эмпатии рефлексивное пронизано нерефлексивным и гармонично укладывается в единую схему - механизм эмпатии основан на чувственных (сенситивных), рациональных, эмоциональных и интуитивных компонентах. Эмпатическое познание позволяет не просто проникнуть во внутренний мир человека, а ощутить, временно отождествиться с ним, «понять чувством» переживания другого человека, достичь реального когнитивного единения познающего и познаваемого.

Такие эмпатические процессы как проникновение, вчувствование, вживание, вслушивание в познаваемое преодолевают ограниченность рациональности и дают возможность целостности восприятия, что является необходимым условием достоверности знания. В связи с этим, эмпатический способ познания может быть применим не только в обыденной жизни, но и в науке - при познании специфических объектов (например, в истории, искусствознании, психологии, психиатрии); в научном творчестве (творческие функции эмпатии необходимы в процессе изобретения, а также при получении новых идей, подходов, и в результате, новых знаний). Данные затронутые аспекты обращают к феномену эмпатии большее внимание для изучения данного явления в рамках современной гносеологии.

К содержанию
|  Вверх  |   Главная   |   Подписчикам   |   Авторам   |   Карта сайта   |
|  Контакты   |   Написать письмо |