Забияко А.А.

Шпиономания и «шпионография» русского Харбина: приключения шпионской истории в эмигрантской беллетристике

Ключевые слова: дальневосточная эмиграция, шпиономания, шпионография, беллетристика, жанр, детектив, шпионская история, жанровый канон.

Аннотация: Развитие шпионского рассказа в русской литературе совпало с процессом становления беллетристики рубежа XIX–XX вв. и одновременно – формированием и укреплением самих контрразведывательных служб. Пионером в области русской шпионографии стал А.И. Куприн со своим рассказом «Штабс-капитан Рыбников» (1906 г.). Благодаря психологической глубине, закамуфлированной литературности при острой динамичности сюжета, шпионская история на русской почве сразу вышла за рамки детективного канона. Последующий этап становления шпионской литературы пришелся на годы Первой мировой войны. Наряду с романами Брешко-Брешковского, выдержанными в «кичевой» манере средних детективов, в этом жанре испытал себя и А.Н. Толстой («Прекрасная Дама», «Возмездие», 1916). Этого писателя увлек эротический потенциал шпионской истории, но в результате в рассказах возобладал неонатуралистический дискурс, а детектив отошел на второй план. После революции судьба шпионской литературы в России не складывается – в советской республике востребованы иные сюжеты, например, связанные героизацией недавних событий Гражданской войны. С конца 1920 до середины 1930-х гг. шпиономания захватила европейскую общественность. И в полной мере вошла в жизнь провинциального эмигрантского Харбина. Шпионские сюжеты были там не просто востребованы – ими была наполнена сама жизнь. Интерес к авантюрной сюжетике, в частности – к детективному (шпионскому) жанру, также во многом был усилен обстоятельствами приграничного быта. Двойные агенты советской и японской разведок, детективная подоплека общественно-политической жизни, предгрозовые настроения грядущих военных катастроф – все это было реальностью. Многие писатели – бывшие военные – вспоминали предшествующий опыт Первой мировой и шпионские страсти той поры (А. Несмелов, Я. Лович). Томящееся в захолустье дамское общество будоражили истории про известных шпионок (М. Колосова «Мата-Хари»). Харбинцы были склонны видеть в детективах и шпионских историях источник оживления литературы (Н. Щеголев «О детективных романах»). А. Несмелов создает трилогию: «Золотой Зуб», «Контрразведчик», «Встреча на мосту». «Женщина из контрразведки» Я. Ловича – своеобразная ироническая реплика на шпионско-эротический рассказ Ал. Толстого «Возмездие». «Ошибка Шерлока Холмса» совсем юного Б. Юльского связала воедино шпионскую историю, детектив и фельетон.

DOI:

Просмотры: 474

86806188