Олейникова Е.Ю.

Образование как социальная система в контексте классической и современной социологии

Ключевые слова: система, коммуникации, автопоэзис, система образования, Т. Парсонс, Н. Луман.

Аннотация: В статье рассмотрены основные социологические подходы к анализу образования как системы, выполняющей важные функции в современном обществе. Изначально системная теория возникла как научная концепция, широко применявшаяся в естественных науках. Использование системного подхода в социологии связано с именами Т. Парсонса, Г. Спенсера, Н. Лумана. Среди отечественных ученых значительный вклад в исследование данного вопроса внесли А.М. Осипов, В.В. Тумалев и др. Основные идеи системного подхода заключаются в том, что системы автономны, имеют определенные границы и обмениваются ресурсами с внешней средой и реагирует на внешние импульсы через увеличение сложности. Выделяют три основных этапа развития системного подхода в социологии: парадигма «часть–целое», «система–окружающая среда» и «автопойетическая система», способная отличать себя от окружающей среды.

DOI:

Просмотры: 437

86806188