Забияко А.П.
Фольклор и мифология в свете когнитивной теории Франца Боаса
Ключевые слова: фольклор, мифология, религия, первобытная культура, ментальность, когнитивная теория, религиоведение, антропология, этнография.
Аннотация: В статье реконструируются основные идеи когнитивной теории Франца Боаса. Главные идеи когнитивной теории Боаса сложились, во-первых, в дискуссии вокруг эволюционизма. Во-вторых, большую роль в формировании теории Боаса сыграла полемика с расистскими теориями, которые доказывали умственное, психофизиологическое и культурное превосходство «белой» расы, а также интеллектуальный приоритет современного европейца по сравнению с архаическими народами. Согласно Боасу ментальность всех народов и человечества в целом является в своей основе единой. Базисное сходство исторических и этнолокальных типов ментальности обусловлено общими закономерностями мышления. Следовательно, все народы имеют почти в равной степени сложные культуры, которые различаются между собой не как «низшие» и «высшие», а с точки зрения присущих им конкретных особенностей, обусловленных исторической и географической спецификой развития. С позиций когнитивной теории Боас интерпретировал содержание фольклора, религии и мифологии. Особенности архаических верований и мифов Боас объяснял тем, что они представляют собой такие системы категорий, классификаций и ассоциаций, которые несвойственны «цивилизованному» человеку. Согласно Боасу основное содержание фольклорных сюжетов и мифологических повествований является отражением окружающего мира и выражением повседневного опыта человека. Однако существенную роль в создании мифов и обычаев играет не только сознание. Возникновение некоторых первобытных представлений, обрядов и обычаев Франц Боас свёл к бессознательным (подсознательным) процессам и признал невозможность рационального объяснения их исходного смысла.
DOI: