Лукманова О.Б.

Концепт соприсущности (co-inherence) в творчестве Чарльза Уильямса

Ключевые слова: Чарльз Уильямс, соприсущность, взаимопричастность, путь замещения, взаимный обмен, замести- тельная любовь, город, хронотоп одновременности

Аннотация: Статья посвящена исследованию концепта «соприсущность» (сo-inherence) как одного из центральных в творчестве англий- ского поэта, писателя и литературного критика Чарльза С. Уильямса (1886–1945), а также разных граней воплощения этого кон- цепта в его художественном и нехудожественном творчестве. Посредством биографического, художественного и сравнительно- исторического методов прослеживается история термина «соприсущность», заимствованного автором из патристической литера- туры, рассматривается изначальное содержание этого термина и анализируется то уникальное его толкование, которым опериро- вал сам Уильямс. Видя в соприсущности универсальный онтологический принцип, Уильямс усматривал его основное действие во всех проявлениях взаимного обмена и заместительной любви (включая деторождение, товарно-денежный обмен, эмпатию, взаим- ные услуги, ходатайственную молитву, самопожертвование), утверждая, что евангельскую заповедь «носить бремена друг друга» можно и нужно исполнять на всех уровнях бытия, беря на себя грехи, заботы и страдания другого. Более того, благодаря взаимной соприсущности всех творений Творцу, существующему вне времени и пространства, принцип взаимообмена и заместительной любви может действовать, несмотря на временную и географическую разделенность людей, так что, одновременно пребывая в Боге, они могут и должны брать на себя тяготы друг друга. В результате Уильямс нередко выстраивает художественный мир сво- их романов на средневековой вертикали Данте, перенесенной в современность, создавая хронотоп многомерной одновременности, а одним из важнейших воплощений соприсущности в его творчестве является город как сложная и упорядоченная сеть постоянно- го идущего взаимообмена и заместительной любви, что делает его соприсущным Граду Божьему. Соответственно для Уильямса отказ человека от участия в соприсущности всегда означает отказ от своей онтологической сущности и неизменно ведет к «соше- ствию в ад», а именно: к распаду личности и полному исчезновению.

DOI: 10.31079/1992-2868-2021-18-1-122-128

Просмотры: 522

86806188