Забияко А.А., Сенина Е.В.

Художественный образ восприятия Китая и китайцев в русской литературе Маньчжурии 20–40-х годов ХХ века (на материале творчества Арсения Несмелова)

Ключевые слова: Маньчжурия, дальневосточная эмиграция, художественная этнография, русские, китайцы, художе-ственный образ восприятия Китая

Аннотация: Статья представляет результаты исследования специфики образа восприятия Китая в русской литературе Мань-чжурии, создаваемой в основном писателями-эмигрантами, проживающими в Харбине и близлежащих территориях линии КВЖД. По мнению авторов статьи, эта специфика определялась фронтирными (пространственными, временными, этническими, социаль-ными, религиозными) обстоятельствами формирования населения Северной Маньчжурии, мощным развитием на этих территори-ях востоковедческих и китаеведческих исследований с начала XX в., предшествующим опытом порубежного общения представи-телей старшего поколения эмиграции, органичной встроенностью в пограничное бытие «детей эмиграции». На материале лирики и прозы Арсения Несмелова авторы статьи исследуют художественные образы восприятия Китая и китайцев с точи зрения их концептуальной, металитературной, социокультурной основы, а также способов выражения. Делается вывод о том, что модер-нистский подход весьма скоро сменяется у Несмелова реалистическим повествованием в духе этнографических зарисовок. От пропагандистского неомифологизма и пространственно-временной индифферентности, присущих бывшему столичному журна-листу, харбинский писатель обращается к точке зрения «простого харбинского обывателя» и далее, до детального проникновения в повседневную психологию простых китайцев (маньчжуров), жителей Маньчжурии – крестьян, разнорабочих, хунхузов.

DOI: 10.31079/1992-2868-2021-18-4-208-217

Просмотры: 581

86806188