Суреш А. Канагараджа

Мультилингвальная педагогика неолиберального времени: расчистка территории и планирование движения вперед

Ключевые слова: редуктивный/сокращенный и экспансивный/расширенный мультилингвизм, транслингвизм, неолибе-рализм, критическая педагогика, глобализация, интернационализация, образование, норма, коммуникативная стратегия.

Аннотация: В последнее время в англоязычных странах (и чуть в меньшей степени в других странах) много публикаций посвящено то-му, как преподаватели высшей школы и университеты должны пересмотреть свою педагогическую практику и учебные про-граммы в ответ на распространение мультилингвизма и на социальные, образовательные и коммуникативные изменения, вы-званные процессом глобализации. Однако возникают этические проблемы, связанные с вопросом о том, кто выигрывает от образовательной реформы. В данной статье делается попытка разобраться в столкновении интересов, лежащих в основе проис-ходящих изменений, чтобы сделать возможной разработку моделей мультилингвизма и мультилингвального обучения, направ-ленных на достижение этически более корректных и демократичных целей, охватывающих все группы учащихся. В то время как мультилингвизм, к которому стремятся приверженцы неолиберальной глобализации, представляется до определенной сте-пени упрощенным, редуктивным, бóльшую пользу учащимся и языковым сообществам в плане критического взаимодействия с социальными и экологическими условиями может принести расширенное, экспансивное понимание многоязычия. Разграниче-ние этих двух форм многоязычия, которые я называю соответственно редуктивным и экспансивным мультилингвизмом, поз-волит творчески подойти к разработке педагогических подходов, отвечающих интересам этики и демократии в связи с процес-сами глобализации. Направление, которое я называю экспансивным мультилингвизмом, подсказано транслингвальными ис-следованиями критически настроенных ученых в области прикладной лингвистики.

DOI:

Просмотры: 568

86806188