Дай Цзяньбин Ду Юньхуэй

Главный вектор развития китайской национальной культуры – комплексное обновление посредством синтеза (на примере культуры региона Янь-Чжао)

Ключевые слова: Китай, регион Янь-Чжао, конфуцианство, неоконфуцианство, культура Запада, марксизм, синтез, китаизация, концепция комплексного обновлени

Аннотация: Регион Янь-Чжао является местом, где лежат истоки антропогенеза людей Востока. Эта территория – колыбель китайской нации. Культура региона Янь-Чжао пестовала, защищала, транслировала и развивала основополагающие составляющие китайской национальной культуры. Культура этого региона характеризуется несколькими исключительными особенностями. В ранний период своей истории, до III в. до н.э., она уже отличалась самобытностью. В начале эпохи Хань конфуцианство, популярное в этом регионе, было возведено в ранг конституирующей основы китайской национальной культуры. Затем, вплоть до эпохи Тан включительно, культура этого региона эксплицировала особую идеологическую архитектонику, формировавшуюся в ходе взаимодействия конфуцианства, буддизма и даосизма. В годы правления династий Сун и Мин здесь бурно развивалось неоконфуцианство с его ориентацией на «практическое учение». В Новое время регион Янь-Чжао способствовал налаживанию диалога между культурами Китая и Запада, а также содействовал модернизации китайской традиционной культуры. В период новейшей истории культура региона ЯньЧжао нашла правильный путь своего развития, суть которого заключается в комплексном обновлении на основе синтеза трех цивилизационных подходов – китайского, западного и марксистского. На протяжении двух с лишним тысячелетий культура региона Янь-Чжао руководствовалась принципом «в реальных фактах искать истину» и ярко демонстрировала особый характер комплексного, синтезирующего обновления, актуализируемого через столкновение, взаимодействие, диалог и интеграцию различных по своим генетическим истокам культурных традиций. Концепция комплексного обновления культуры на основе синтеза различных цивилизационных подходов, знамя которой подняла Коммунистическая партия Китая вместе с учеными-марксистами, правильно отражает закономерности развития человечества, особенности китайской цивилизации и дух эпохи. Эта концепция свидетельствует о высоком уровне самосознания китайской нации.

DOI: 10.31079/1992-2868-2018-15-2-39-56

Просмотры: 540

86806188