Подкорытова В.А., Сердюков Ю.М., Госькова А.О.

Психолингвистические механизмы манипуляции и обмана в виртуальной среде

Ключевые слова: обман, манипуляции, психолингвистика, семантика, виртуальная среда

Аннотация: В результате ускоренного темпа развития информационных технологий появляются новые возможности для внедрения обмана и манипуляции, механизмы которых в виртуальной среде имеют свою специфику. Большая часть информации в Ин-тернете имеет текстовую форму, потому целесообразно рассматривать механизмы манипуляции и обмана с точки зрения трёх аспектов психолингвистики: прагматического, синтаксического и семантического. Прагматический аспект выявляет фак-тическое содержание в сообщении речевого воздействия: концептуального, понятийного и эмоционального. Выражается он во включении в сообщение триггеров. Синтаксический аспект опирается на уникальные черты языка в построении конструк-ций с целью распознавания значащей информации. Обман и манипуляция с точки зрения синтаксиса закладываются в сооб-щение посредством спекуляции на сложности речевой структуры. В семантическом аспекте этап декодирования обманного сообщения рассматривается на уровне смыслов. Автор обмана закладывает в сообщение ложный смысл или двусмыслен-ность, основываясь на особенностях восприятия потребителя и прогнозируя нужную реакцию. При этом поставщиками об-мана могут выступать как организации и группировки, так и отдельные личности и даже искусственный интеллект. Ввиду специфики рассматриваемых механизмов возникает масса проблем этического и юридического плана. На данный момент современные труды по философии и праву находятся только в начале пути формирования правил регулирования коммуни-кативного поведения с целью противодействия манипуляции и обману в сети.

DOI: 10.31079/1992-2868-2024-21-3-68-80

Просмотры: 83

86806188