Марков Б.В. Чуешов В.И.

Сознание в аспекте субъективной модальности

Ключевые слова: сознание, мозг, внутренний опыт, окружающий мир, субъективность, феноменология, аналитическая философия, антропология.

Аннотация: Сознание – это субъективное переживание и одновременно рефлексия, которую психологи именуют интроспекцией, наблюдением за внутренней душевной жизнью. Модальность – качественная характеристика сознания как субъективной реальности. В когнитивных науках она обозначается термином «квалиа». Сознание представляет собой переживание непосредственного внутреннего опыт индивида, который не дан никому другому. Наоборот, описание физических явлений, в том числе и мозговых процессов, производится в понятиях массы, энергии и иных количественных характеристик. В связи с этим возникает так называемая картезианская дилемма: поскольку сознание и материальные явления не имеют общих свойств, непонятно, как сознание может «отображать» внешний мир и как он может влиять на содержание сознания. Согласно одному подходу, развиваемому в феноменологии, единственным предметом исследования может быть только мир сознания. Гуссерль предложил вынести реальность «за скобки», чтобы потом вернуть её как интенциональный объект. Угроза солипсизма заставила его последователей искать новые пути к внешнему бытию. При анализе опыта сознания они опирались на экзистенцию, утверждали, что мир первоначально даётся человеку допредикативным способом. Представители другого подхода, развиваемого в аналитической философии и научной психологии, отвергают возможность анализа сознания как относительно самостоятельного процесса, протекающего «внутри» человека. Это вызвано недоступностью душевных актов для объективного наблюдателя. Предлагается отказаться от мифа о душе и исследовать телесное поведение, которое связано с сознанием. В предлагаемой статье сравниваются программы феноменологии и аналитической философии и оцениваются их возможности. Выявленные трудности снимаются на основе концепции сознания как субъективной реальности, предложенной Д.И. Дубровским. На основе понятий информационной причинности предпринимается попытка подсоединения физической причинности и психической мотивации. Это открывает возможность использования различных техник анализа сознания, разработанных в рамках альтернативных философских программ.

DOI: 10.31079/1992-2868-2019-16-3-41-48

Просмотры: 552

86806188