Герасименко А.П.
Злоключения юриспруденции в России
Ключевые слова: юриспруденция, римское право, Ульпиан, Цицерон, правосудие, русская юриспруденция, А.С. Андреевский, Ф.М. Достоевский.
Аннотация: Предпринята попытка осмысления юриспруденции как европейского концепта и как явления русской общественной жизни XV–XXI веков. Латинская «юриспруденция» истолкована как правосудие, правотворчество, правоприменение, правосознание в совокупности. Привлечены тексты Ульпиана, Цицерона, Секста Эмпирика, А. Смита, С.А. Андреевского, Ф.М. Достоевского. С опорой на теорию культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского утверждается, что европейская юриспруденция «покоится» на всесилии денег, чем отличается от индусской (со всесилием социальной принадлежности), мусульманской (со всесилием идеи), китайской (со всесилием иерархической публичности). Четыре названных способа общественной саморегуляции представлены как узлы в сети социальности, выпутаться из которой ни один нормальный человек не способен, поскольку эта паутина и составляет его жизнь. Намечены пути исследования особенностей русской юриспруденции, которая превращается из православной через коммунистическую в европейскую. Анализ этих путей будет плодотворным, если при рассмотрении государственно-правовых процессов удастся удержаться на юридических позициях, не подменяя их экономическими, социальными, политическими или духовными. В прямом смысле слова юридическое коренится в правосудии, которое ничем не заменимо, самодостаточно и обнаруживается в любое время повсеместно. Юридичность правовой системы, в отличие от ее идеологичности, которая и исторически, и актуально распространена гораздо шире, может обосновываться отсылками к римскому праву. Древнеримская политико-правовая терминология, за которой стоит авторитет не какого-либо национального государства или мировой религии, но самой незапамятной многовековой стабильности, лучше всего соответствует требованиям идеального критерия юридичности.
DOI: