Тесельская И.П.

Кадры железнодорожников Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Дальний Восток, железнодорожные магистрали, мобилизация, кадры железнодорожников.

Аннотация: На основе архивных и опубликованных материалов автор рассматривает структурные изменения, которые произошли в составе железнодорожников Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны, источники и формы подготовки кадров для магистралей региона, показывает роль патриотических починов в деле мобилизации внутренних ресурсов железных дорог и помощи фронту. Успех выполнения железнодорожниками военно-стратегических и народнохозяйственных задач зависел от состояния кадров, уровня их технической грамотности. В связи с мобилизацией в армию, командированием на запад в составе спецформиваний квалифицированных работников в коллективах магистралей произошли существенные изменения. На железных дорогах Дальнего Востока, как и на других предприятиях страны, возросла численность женщин и молодежи, включая подростков. В статье приведена динамика изменения половозрастного состава кадров железнодорожников региона. Это обстоятельство стало одной из причин увеличения случаев аварийности и браков в работе. На протяжении всех военных лет новое пополнение не смогло восполнить дефицит в кадрах, связанных с движением поездов (вагонные мастера, кондукторы, кочегары, дежурные по станции и др.), а также в технических кадрах высшей квалификации. Комплектования штатов железных дорог проходило в основном по следующим направлениям: через централизованную систему подготовки (работу ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения) и посредством индивидуального обучения. К началу Великой Отечественной войны Дальний Восток оказался глубоким тылом, но обозначилась реальная военная опасность со стороны Японии. Поэтому магистрали региона были задействованы во внутриокружных перевозках войск для их обучения в условиях противостояния Дальневосточного фронта и Квантунской армии. Помимо этого, железнодорожники-дальневосточники выполняли важную задачу по переработке и пропуску грузов, поступающих в СССР через Тихий океан по системе ленд-лиза. Автор подчеркивает, что, несмотря на тяжелые условия быта и труда, дефицит квалифицированных кадров ведущих железнодорожных профессий, работники магистралей Дальнего Востока обеспечили выполнение поставленных перед ними задач оборонного и народнохозяйственного значения, реализовывали новые трудовые почины.

DOI:

Просмотры: 519

86806188