Гареева И.А.
Динамика изменения отношения населения к системе здравоохранения (на примере Хабаровского края)
Ключевые слова: система здравоохранения, модернизация, процессы трансформирования, здоровье общества, факторы, обуславливающие изменение отношения.
Аннотация: В статье предложен анализ социологического исследования, проведенный с целью выявления изменения отношения населения к системе здравоохранения и факторов, обусловливающих эти изменения. Основой для развития системы здравоохранения России, ее реформирования и модернизации, является готовность различных слоев населения к восприятию происходящих перемен, т. е. процессу интернализации. Важно знать отношение различных социальных групп населения к сложившейся и изменяющейся системе здравоохранения. В качестве подхода была выбрана модель Р. Андерсена. Модель использовалась как аналитическая система и позволила оценить состояние здравоохранения по двум группам параметров, а именно характеристиками системы здравоохранения и потребителей услуг системы здравоохранения. Параметры системы здравоохранения оценивались на основе вторичного анализа отчетной документации учреждений здравоохранения и экспертных оценок. Характеристика потребителей медицинских услуг включала в себя: факторы предиспозиции потребителей, обусловливающих их желание и готовность взаимодействовать с системой здравоохранения (демографические, социально-структурные, система представлений и информированность о здоровье и возможностях системы здравоохранения); условия, при которых становится возможным использование услуг здравоохранения потребителем. Эти возможности представлены индивидуальными и общественными ресурсами, обеспечивающими доступ к системе здравоохранения. Индивидуальные возможности доступа к системе здравоохранения определяются наличием страхового полиса и способностью оплатить медицинские услуги из собственных средств. Общественные ресурсы оценивались через обеспеченность медицинской инфраструктурой района проживания потребителей услуг системы здравоохранения. Группу факторов, связанных с использованием услуг здравоохранения, которые выражаются потребностью в услугах системы здравоохранения, измеряемой, как правило, с помощью переменных, характеризующих восприятие, осознание потребителем услуг здравоохранения в необходимости медицинской помощи. В число показателей, отражающих ощущения человека, обычно включаются осознаваемый статус здоровья, отношение к здоровью, уровень беспокойства по поводу состояния здоровья.
DOI: