Борисова У.С.

Особенности этнокультурной идентификации студентов Саха

Ключевые слова: : этнокультурная идентификация, студенческая молодежь, этническая идентичность, социологическое исследование.

Аннотация: Проблема этнической идентичности молодежи остается неизменно актуальной на протяжении всего существования этносоциологии. В статье представлены результаты социологического исследования 546 студентов саха Якутского государственного университета им. М.К. Амосова, которое проведено автором в июне 2010 г. Инструментарий исследования состоит из 3 блоков, которые включают вопросы по выявлению этнокультурной идентификации респондентов, определению характеристик когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности и состояния межнациональных отношений в якутском обществе. Особое внимание автором уделено анализу двух основных теоретических подходов, которые сложились в начале 90-х годов прошлого века в исследованиях этничности – примордиализму и конструктивизму. Социологическое исследование выявило, что студенты саха обладают всеми признаками развитого этнического самосознания: сознанием своей этнической общности, приверженностью к родному языку, территории, национальной культуре. Наиболее важными признаками этнической идентификации выступают: родной язык, близость к традициям культуры народа, внешний облик и семья. На взгляд автора, важным фактором является очень близкая структура рангов выбранных компонентов. Это позволяет говорить о том, что этническая идентификация происходит по некой единой схеме, что отсутствуют факторы, ее «размывающие». Абсолютное большинство молодых людей гордятся своей национальной принадлежностью. Молодые саха хотят иметь возможности для своего национального самовыражения и предрасположены к тому, чтобы больше узнавать о культуре, традициях и обычаях своего народа, а также других народов. Однако включённость студентов саха в этническую культуру нельзя признать высоким. Обосновывается актуальность формирования культуры межнационального общения в вузе, которая требует решения проблем мировоззренческого и поведенческого уровня. Именно социальный институт образования обладает огромными возможностями в том, чтобы современная молодежь захотела свою гражданскую идентичность обозначить как россияне, сохраняя при этом свою принадлежность одной или нескольким культурам в зависимости от своего происхождения и места проживания.

DOI:

Просмотры: 528

86806188