Зипунникова Н.Н.
Образовательно-научное пространство Российской империи: идеология, управление, правовое регулирование
Ключевые слова: Российская империя, образование, наука, идеология, модели управления, законодательство.
Аннотация: В статье историко-юридическому анализу подвергнуты идеология, управление и законодательство об образовании и науке. Подчеркнута особая («скрепляющая») роль государства в образовании и науки. Генеральные идеологемы взаимодействия властных и общественных структур («общее благо», «сотрудничество») внедрялись в сферу образования и науки. Созревшие в недрах Министерства народного просвещения (МНП) триада «самодержавие – православие – народность», идея «истинного просвещения» и другие транслировались в общество в целом. Автор считает справедливым тезис о государственности национальной идеологии: государство формулирует ее положения, реализуя их в своих конкретных программах на практике. История управления образованием и наукой делится на два этапа: до создания МНП (доминистерский) (XVIII в.) и после его создания (министерский) (XIX – начало XX в.). На первом этапе узаконения образовательнонаучной тематики исходили от органов высшей власти, во второй – значительную роль играли акты, изданные МНП, а также учено-учебных комитетов других ведомств (военного, юстиции, внутренних дел и др.). С появлением в стране учебных округов образовательное законодательство пополняется попечительскими актами. Указанные автором аспекты большой темы «Образование и наука в Российской империи» далеко не исчерпаны исследователями. Их изучение перспективно и с точки зрения «чистой науки», и в прикладном ключе. Ориентиры – иностранные образцы в образовании и науке, пределы заимствований – не тема только последних лет. Богатейшие российские традиции формировались в процессе длительной кросскультурной коммуникации в результате активной научной и духовной рефлексии современников.
DOI: