Ковальчук М.А.
Правовой статус железных дорог Российской империи (XIX – начала XX вв.)
Ключевые слова: юридические лица, казна, акционерное общество, объекты правоотношений, недвижимое имущество, собственность, владение
Аннотация: Субъектами имущественных правоотношениях в современном праве понимаются физические и юридические лица. Основными субъектами правоотношений в железнодорожной отрасли были до 1917 г. юридические лица двоякого рода: казенные железные дороги и частные железнодорожные общества. Под объектами гражданских правоотношений в современной юриспруденции понимается то, на что они направлены, то, по поводу чего они возникают и существуют. Закон признавал особый характер имущества, принадлежащего как казенным железным дорогам, так и частным железнодорожным обществам. В Своде законов Российской империи железные дороги (без указания субъекта их обладания) были отнесены к имуществу недвижимому и нераздельному. Основной организационной формой частного юридического лица выступали акционерные общества, которые владели железными дорогами на праве долгосрочного пользования (78–85 лет) как особыми объектами имущественных правоотношений, имевшими статус неделимых и недвижимых вещей. Предприятие железной дороги подразумевает всю совокупность имущества, принадлежащего дороге, имеющему целью перевозку грузов и пассажиров. Всякое другое имущество, не предназначенное для целевых нужд дороги, как транспортного предприятия не составляет предприятие дороги. При конкурсном производстве предприятие дороги выделялось в особый имущественный комплекс, который только после этого мог быть продан с торгов. Понятие «предприятие», применительно к железным дорогам, употреблялось тогда в том смысле, как его трактует современное гражданское право, а именно как «имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности». Современное реформирование железнодорожной отрасли России привело к разрыву сложившейся ранее отечественной организационно-правовой традиции.
DOI: