Козлихин И.Ю.
Еврейское право
Ключевые слова: право, еврейское право, Тора, Талмуд, Галаха, мамона, суд, принципы судопроизводства
Аннотация: В статье рассматриваются особенности еврейского права как права сложившегося в еврейских общинах в результате судебного толкования Торы, проанализированы принципы судопроизводства и пределы судейского усмотрения. Еврейское право истолковано как важнейший элемент еврейской национальной культуры. Еврейское право (Моисеево законодательство), с одной стороны, принадлежит к восточному типу культуры, а с другой – к европейскому. Религиозность характерна для восточного типа культуры, поэтому нравственные требования приобретают общеобязательную силу как и правовые нормы, ибо они имеют один источник – Бога. Основное же отличие от восточных систем заключается в том, что Моисеево законодательство по самой своей идее есть выражение свободного союза между Богом и народом. Защиту своих интересов человек находил в общине, здесь обеспечивались его права и свободы, отсутствовали сословные, различия, поддерживалось экономическое равенство, суд, созданный Моисеем – образец для всех времен. Эти ценности европейская цивилизация выработала самостоятельно, хотя и не без влияния иудаизма. Благодаря Иисусу Христу основные достижения иудаизма стали всеобщим достоянием и, прежде всего, это идея самоценности каждой отдельной человеческой личности. Той личности, которая стала впоследствии восприниматься в качестве субъекта права. Итак, еврейское право – продукт многовекового творчества еврейского народа в лице «мудрецов Торы». Если же речь идет о сохранении фундаментальных культурных принципов, то, конечно, современное право Израиля должно питаться от этого источника. Еврейское право и еврейская правовая культура исподволь или непосредственно оказывало и продолжает оказывать влияние на общечеловеческие правовые ценности.
DOI: