Бобышев С.В., Бучек А.А.

Этническое самосознание личности в контексте субъектного подхода

Ключевые слова: этническое самосознание, личность, субъект, субъектная активность, этническое конструирование

Аннотация: Статья посвящена анализу этнического самосознания личности с позиций субъектного подхода. Этот подход интегрирует основные положения культурно-исторического, историко-эволюционного, субъектно-деятельностного, гуманистического и экзистенциального направлений исследований. В субъектном подходе приоритетным считается изучение человека в качестве активного преобразователя собственной жизни и деятельности, ориентированного на самореализацию собственной личности в пространстве культуры. В процессе психического развития, в частности формирования этнического самосознания, субъект реализует свои этнические представления. Они оказываются результатом преобразования индивидуального опыта, включающего не пассивное, а творческое усвоение норм и требований определенного этноса, ведущее к преобразованиию внутреннего мира человека. Делается попытка обоснования связи субъективного образа этнического мира с конструирующей деятельностью самосознания. В статье представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических характеристик личности, связанных с реализацией этнического самосознания. Соотнесение субъектного подхода с изучением этнического самосознания позволило предположить, что личность «преобразует», «конструирует» этническую реальность в своем сознании соответственно своим способностям, представлениям, индивидуальности. Исходя из этого, этническое самосознание субъекта может рассматриваться как форма отражения субъектом системы присущих свойств и качеств мира по логике собственного этнического бытия и своей жизнедеятельности. Намеченный вектор исследования, рассматривающий конструирование субъектом образа этнического пространства как детерминанту этнического самосознания личности в полиэтничном пространстве современного мира, позволил представить этническое самосознание как возможность открытия себя в качестве субъекта этнической культуры.

DOI:

Просмотры: 278

86806188