Монсонова А.Р., Комиссарова Л.Г.

Самоотношение как фактор развития смысложизненных ориентаций студентов колледжа

Ключевые слова: отношения, самосознание, самоотношение, смысложизненные ориентации, студенты, специальность, цели жизни, эмоции, ценности.

Аннотация: В статье самоотношение личности рассматривается как особая форма отражения человеком самого себя, репрезентирующая принятые им ценности и личностные смыслы. Делается акцент на то, что самоотношение формируется на основе активности субъекта во взаимодействии с внешним миром. По своей природе, с одной стороны, самотношение является социальным феноменом, а с другой – функционирует как устойчивое личностное образование, выражающее единство представлений и переживаний личности относительно своей ценности. Самоотношение отражает уровень развития личности в контексте ее самоопределения и самореализации. Авторы отмечают, что наиболее сензитивным периодом жизненного самоопределения является юношеский возраст, когда происходит осознание себя, прояснение временной перспективы будущего, определение жизненных и профессиональных планов. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности изучения самоотношения в юношеском возрасте во взаимосвязи со смысложизненными ориентациями. Субъектами эмпирического исследования выступили 209 студентов дневного отделения колледжа, обучающиеся на разных специальностях. В целях диагностики самоотношения студентов использовались методика изучения самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева и личностный дифференциал. «Источники» смысла жизни, которые могут быть найдены студентами в будущем (цели), настоящем (процесс), прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни выявлялись с помощью теста «смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. В статье представлены данные корреляционного анализа взаимосвязи смысложизненных ориентаций и самоотношения студентов. Резюмируя результаты исследования, авторы приходят к выводу, что самоотношение является одновременно и продуктом, и фактором развития смысложизненных ориентаций студентов колледжа.

DOI:

Просмотры: 306

86806188