Воробьёва К.И., Опарина Н.М.
Особенности смысловой сферы педагогов высшей школы
Ключевые слова: личностный смысл труда, профессиональные установки, жизненные и профессиональные смыслы.
Аннотация: Изучение проблемы смысловой сферы профессионала, связанной с развитием и реализацией человека как индивида, личности, субъекта деятельности имеет научное и практическое значение. По словам В.Э. Чудновского, профессия педагога является одной из наиболее «смыслообразующих». Это обусловливает особую значимость изучения соотношения жизненных и профессиональных смыслов преподавателя высшей школы. Специфика труда педагога заключается в том, что, в отличие от многих других профессий, где результаты трудового процесса относительно близки и ощутимы, плоды педагогической деятельности подчас трудноуловимы, более опосредованы и неоднозначны. Для педагогической профессии характерна «проекция» результатов сегодняшнего кропотливого труда в отдаленное будущее. На основании результатов эмпирического исследования определены детерминанты смыслового пространства профессиональной деятельности педагога: 1) выраженная ориентация на ценность другого человека; 2) функциональное разнообразие и сложность задач, решаемых педагогом; 3) социальные ожидания, престижность профессии педагога высшей школы; 4) творческий характер педагогической деятельности; 5) возможность относительно свободного планирования рабочего времени; 6) возможность широкого круга общения и интенсивных социальных; 7) стабильная заработная плата. Изучение проблемы профессиональных смыслов показало необходимость анализа соотношения профессиональных смыслов со смыслами всей жизнедеятельности личности и определения их взаимообусловленности
DOI: